MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.3. Особенности и перспективы реализации принципов непрерывного медицинского образования

Дефицит врачей в России составляет около одной трети. Такие данные привела глава Министерства здравоохранения и социального развития Т.А. Голикова. По ее мнению, низкое качество медицинской помощи в российских ЛПУ отчасти объясняется нехваткой специалистов и чрезмерной загруженностью врачей. Отрасль вплотную столкнулась с кадровой проблемой при реализации таких направлений национального проекта «Здоровье», как оказание медпомощи жертвам дорожно-транспортных происшествий, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.

Совершенствование системы здравоохранения ─ одно из коренных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития России, а состояние здоровья населения ─ важнейшая цель этого развития. Модернизация системы здравоохранения направлена, в первую очередь, на обеспечение доступной и качественной медицинской помощи для широких слоев населения.

Ограничение доступности и снижение качества медицинской помощи неминуемо приведет к негативным социально-политическим последствиям, потребует значительных дополнительных затрат на восстановление утраченного трудового потенциала российского общества, тем более, что демографические прогнозы России, относительно других стран мира далеко не оптимистичны (табл. 5.1).

Именно в этой демографической ситуации в России весьма важным является сохранение численности и уровня здоровья населения. Решение демографических задач тесно связано с кадровым потенциалом отрасли здравоохранения, поскольку именно за счет сохранения и приумножения численности врачебного персонала можно надеяться на обеспечение достаточного уровня доступности и качества медицинской помощи населению.

Таблица 5.1. Перспективы изменения численности населения стран ─ постоянных членов Совета Безопасности ООН (млн человек)

Таблица 5.1. Перспективы изменения численности населения стран ─ постоянных членов Совета Безопасности ООН (млн человек)

Наблюдающиеся в состоянии здоровья россиян отклонения обусловлены, в основном, сложными условиями экономического состояния государства, затронувшими почти все социальные структуры общества. Вместе с тем, перспективы позитивных перемен, в немалой степени, определяются и тем вкладом, который может внести в общественное здоровье эффективное функционирование системы здравоохранения и социального развития, а так же кадровый потенциал отрасли.

Доступность медицинской помощи ─ это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

- Доступность медицинской помощи обусловлена:
- сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями государства, медицинскими и финансовыми ресурсами страны;
- наличием и уровнем квалификации медицинских кадров;
- наличием на территориях необходимых медицинских технологий;
- возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации;
- имеющимися транспортными возможностями;
- уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Качество медицинской помощи определяется как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям пациента (населения), современному уровню медицинской науки и технологии.

К характеристикам качества медицинской помощи относятся ее своевременность, результативность, профессиональная компетентность медицинских работников, эффективность, непрерывность, безопасность, удобство удовлетворения медицинских потребностей пациента.

Компонентами качества медицинской помощи, которые можно использовать в виде критериев и показателей его состояния, эксперты ВОЗ считают:

- правильность выполнения медицинских технологий;
- отсутствие риска для пациентов;
- оптимальность использования ресурсов;
- удовлетворенность потребителей медицинской помощи.

Несмотря на оптимистические среднестатистические показатели, в России имеется неблагоприятная динамика кадрового потенциала врачебного персонала. На протяжении многих лет она характеризуется различными диспропорциями.

Обеспеченность врачебными кадрами в городах составляет более 60, а в сельской местности лишь менее 13 на 10 тыс. населения, то есть почти в 5 раз меньше. Имеет место несоответствие общей численности врачей и структуры необходимым объемам деятельности, задачам и направлениям модернизации отрасли. Наибольшая потребность имеется во врачах терапевтах, педиатрах, анестезиологах и реаниматологах, хирургах, других специалистах. В последнее время увеличивается убыль врачебного персонала в городе ─ 1,4 % в год, на селе в 2 раза больше ─ 2,9 %. В результате возрастает число вакантных врачебных должностей —56,61 тыс. В 13,4 % сохранившихся до сих пор сельских участковых больницах и сельских амбулаториях к 2011 г. ни одна штатная должность не была укомплектована врачами. Около 15 % практикующих врачей и провизоров в стране не имеют сертификата специалиста, без которого в соответствии с российским законодательством они не имеют право заниматься профессиональной деятельностью. Из общего числа молодых специалистов менее 70 % возвращаются в территории, откуда они были направлены на учебу.
В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда значительная часть выпускников, подготовленных за счет бюджетных средств, находит себе применение вне государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а во многих случаях и вообще вне медицины, игнорируя свободные рабочие места во врачебных амбулаториях, территориальных поликлиниках, станциях скорой помощи. Основные причины неблагоприятной динамики кадрового потенциала отрасли обусловлены отсутствием стратегического планирования и управления кадрами, несовершенством финансирования и правового регулирования здравоохранения. В сочетании с низким уровнем оплаты труда, нерешенностью жилищных проблем это порождает социальную незащищенность значительной части практикующих врачей, что, несомненно, отрицательно сказывается на доступности и качестве медицинского обслуживания населения, особенно в сельской местности.

Отрицательное влияние на кадровую ситуацию в здравоохранении оказывают не только материальные и социальные факторы, но и условия труда. В медицинских учреждениях, прежде всего в сельской местности, где годами не было ремонта, имеется нехватка лекарств, необходимой медицинской аппаратуры, нередко присутствует атмосфера бесперспективности и даже безнадежности.

От обсуждения перспектив к реализации стратегии. Повторяющиеся из выступления в выступление перед электоратом руководителей Российского государства различного уровня тезис о том, что центром внимания стратегии системных преобразований отечественного здравоохранения являются усиление первичного звена медицинской помощи, повышение доступности для пациентов дорогостоящих видов лечения, развитие превентивного направления медицинской деятельности и улучшение материально-технического оснащения ЛПУ диагностическим оборудованием, транспортными средствами, пока не реализованы на практике и не стали поворотным моментом в поступательном развитии отрасли.

Что же относительно кадровой ситуации, то тезис управляющих структур о том, что основой стратегии развития медицинских кадров является необходимость подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли с учетом потребности субъектов РФ в конкретных специалистах не вызывает сомнения у широких слоев общественности. Все прекрасно понимают, что рост уровня профессиональных знаний и практических навыков врачей, рациональное использование их потенциала, окажет системное положительное влияние на уровень доступности, качества и безопасности медицинской помощи населению и, как следствие, на его здоровье.

Вместе с тем, в России каждый четвертый врач работает без сертификата специалиста, около трети из них не имеют квалификационной категории. Последипломное образование не в полной мере доступно, особенно для врачей, работающих в сельской местности, руководители ЛПУ направляют на обучение лишь часть специалистов и зачастую нерегулярно. Поэтому одной из ближайших и важнейших задач стоящих перед высшей медицинской школой ─ повышение возможностей последипломного обучения для всех категорий врачей независимо от территориальной принадлежности и платежеспособности.

Этапы последипломной подготовки врачей включают первичную специализацию в виде прохождение интернатуры или ординатуры по специальности широкого профиля, далее вторичный уровень подготовки (специализация) по более узкой специальности, затем усовершенствование, включающее общее усовершенствование ─ повышение квалификации по всем разделам специальности и тематическое усовершенствование ─ по отдельным разделам специальности или актуальным вопросам, а так же курсы стажировки на базе НИИ и ведущих учреждений здравоохранения. Теоретически все выглядит правильно и достаточно современно, однако…

Однако практически во всех медицинских вузах России не соблюдается принцип этапности в послевузовском обучении ─ в клиническую ординатуру, как правило, принимаются выпускники, а не практические врачи, имеющие опыт работы в органах здравоохранения и прошедшие интернатуру по основной специальности. Двухгодичной подготовки высококачественного специалиста к самостоятельной медицинской деятельности сегодня явно недостаточно, поскольку реальная подготовка врача высокого уровня в экономически странах мира занимает от 3 до 5 лет. К сожалению, во всяком случае, на Дальнем Востоке России, до настоящего времени отсутствует система накопительных кредитов (баллов) для учета времени получения дополнительного образования, предусмотренного Болонским соглашением. Итоговый контроль знаний в рамках курсов повышения квалификации, как правило, носит формальный характер.

Многие руководители ЛПУ получают сертификаты специалиста после эпизодических появлений на курсах усовершенствования и, как правило, без сдачи контрольных тестов и собеседования, что так же сказывается на уровне их профессиональной подготовки. Все большее место в системе повышения квалификации специалистов здравоохранения в России носит т.н. «образовательный туризм», когда ведущие специалисты и руководители ЛПУ, преподаватели вузов выезжают за рубеж для участия в различных разовых мероприятиях, которые оплачиваются производителями лекарств и медицинского оборудования выдачей «разноцветных» сертификатов и удостоверений. Результатами этого является формирование ангажированности выше указанных специалистов при подготовке формулярных списков лекарственных препаратов, тендеров на закупку медицинского оборудования, написания рекомендация по внедрению тех или иных технологий оказания медицинской помощи и т.п. Реального совершенствования знаний и умений специалистов в рамках «образовательного туризма», как правило, не происходит, поскольку «львиную часть» времени этих поездок занимает т.н. культурная программа, шопинг, посещение производственных конвейеров и др.

Вместе с тем, РФ с 2003 г. официально признала Болонскую декларацию и присоединилась к участию в процессе, основные положения которого предусматривают: формирование системы кредитов (зачетных единиц), т.е. баллов, накапливаемых в процессе получения образования; введение единого общеевропейского приложения к диплому; свободное перемещение студентов и специалистов внутри Европейских стран. Кредиты являются международным аналогом оценки образования, отражая ─ время, затраченное на его получение и результативность в соответствии с качеством освоенных знаний, навыков и умений. Оценка по системе зачетных единиц может осуществляться при любой форме обучения ─ организованной или самостоятельной.

В отечественном здравоохранении, во всяком случае, в провинции, еще не решена, в полной мере, проблема повышения качества квалификации медицинских кадров ─ низок уровень материально-технической базы системы последипломного образования, имеется разрыв между внедрением достижений фундаментальной науки в медицинскую практику, образованием и практической деятельностью врача. Практически не нашли широкого внедрения современные образовательные технологии ─ проблемно-ориентированное, дистанционное обучение.

Подготовленность преподавателей, обучающих практических врачей, характеризуется не всегда достаточным уровнем профессиональных знаний и умений в использовании высоких технологий, а самое главное, во многих медицинских вузах отсутствует производственная база ─ университетская клиника, что не позволяет повышать профессиональный уровень преподавателей и проводить постдипломное обучение специалистов на высоком уровне.

Для изменений в здравоохранении России в условиях экономического кризиса характерен региональный колорит, что подразумевает соответствующие изменения в организации производства и предоставления медицинских услуг населению. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость изменения организации работы ЛПУ и прежде всего определенных перемен в сфере трудовых ресурсов отрасли.

Врачебные кадры, являясь наиболее ценным и значимым ресурсом здравоохранения, оказывают решающее влияние на процесс осуществления любых перемен в области охраны здоровья населения. Поэтому, ведущим направлениями развития кадровой службы следует считать установление оптимальной численности и состава персонала ЛПУ, достижение рационального соотношения различных категорий медицинских работников, их правильной расстановки, хорошей профессиональной подготовки, сертификация и аккредитация, а также внедрение систем экономического стимулирования труда и комплекса мер по оптимизации производственных отношений.

Тема подготовки и переподготовки медицинских кадров стала основной в ходе обсуждений на круглом столе Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья на тему: «Законодательные аспекты подготовки и переподготовки кадров в сфере здравоохранения» было подчеркнуто, что Всемирная федерация медицинского образования приняла стандарт непрерывного медицинского образования, который в России может быть реализован через введение системы кредитов, начисляемых не только за обучение в рамках последипломного образования, но и за участие в конференциях, конкурсах и т.д. Эти же вопросы обсуждались на прошедшем в августе-сентябре 2009 г. в Малаге (Испания) Международном конгрессе по медицинскому образованию. Детальное изучение ситуации по подготовке медицинских кадров в РФ и за рубежом стало одним из разделов плановых НИОКР по результатам которых, были установлены причинно-следственные связи формирования проблем кадрового обеспечения отрасли.

Эти проблемы концентрировались на дефиците кадров ЛПУ в связи с низкой заработной платой, нарушении оптимального соотношения врач/медсестра, избыточном числе узких специальностей врачей, а так же на снижении уровня профессиональной подготовки врачей и среднего медицинского персонал. Последнее связано с отсутствием системы непрерывного медицинского образования (врач и медсестра повышают свою квалификацию только 1 раз в 5 лет), причем побуждающим мотивом, как правило, не является поддержание своего профессионального уровня, а, зачастую, ─ обязательное получение документа (сертификата) на право продолжать оказывать медицинские услуги, без относительно уровня технологий и качества результатов. В то же время, в условиях возрастающего информационного потока, постоянного внедрения в клиническую практику современных технологий, стандартов диагностики и лечения, новых лекарственных препаратов, врач оказывается в ситуации, когда он сам остро ощущает потребность в постоянном повышении квалификации.

Непрерывное медицинское образование (НМО). Мировой опыт подсказывает, что последипломное образование, во-первых, должно быть непрерывным, во-вторых, должно позволять отрабатывать и совершенствовать практические навыки, в-третьих, оно должно опираться на принципы доказательной медицины. Непрерывное медицинское образование ─ это образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники обновляют и улучшают свои профессиональные знания и навыки. Цель НМО ─ повышение качества медицинской помощи, оказываемой пациентам.

Система НМО включает:

1. комплекс образовательных мероприятий;
2. учреждения, которые их предоставляют;
3. механизмы, обеспечивающие своевременность прохождения и качество образования.

Порядок проведения НМО включает в себя порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников в виде обязательной системы повышения квалификации специалистов, которая будет соответствовать накопленным за 5 лет часам образовательной активности, распределенным равномерно по годам. Получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с Федеральным Законом «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями. Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ была разработана в соответствие с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года», утвержденной 17 ноября 2008 г. Распоряжением Правительства РФ № 1662-р. В ней указано, что одной из основных задач развития здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан Российской федерации, является: «обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования...».

В ходе реализации концепции НМО необходимо законодательно закрепить ответственность медицинских работников по получению НМО и реализовать механизмы государственного регулирования системы с условием получение НМО на базе существующих факультетов послевузовской подготовки и учреждений дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и тематического усовершенствования на рабочих местах в клиниках вузов. Следует разработать этапы вовлечения в реализацию концепции НМО профессиональных медицинских обществ в части разработки образовательных стандартов и программ, квалификационных требований, образовательных материалов, требований к образовательным мероприятиям, а также, в дальнейшем, предоставлении им права для проведения самих образовательных мероприятий.
В большинстве экономически развитых странах врачи обязаны и имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию как с помощью традиционных образовательных технологий (обучение в образовательном учреждении путем прохождения курса лекций и практических занятий), так и более современных, например, путем самостоятельного изучения специальных электронных образовательных материалов (модулей) или на рабочих местах, используя системы поддержки принятия клинических решений. Ответственность за качество последипломного образования традиционно несут профессиональные медицинские ассоциации (палаты, общества), которые разрабатывают образовательные программы и квалификационные требования, а также зачастую сами проводят образовательные мероприятия.

Опыт реализации НМО в 18 европейских странах показывает, что в 17 из них НМО считается необходимым; в 6 ─ регламентируется законом, в 13
─ предоставляется профессиональными медицинскими обществами. В большинстве стран НМО основано на кредитах, приравненных к 1 часу образовательной активности, и не требует сдачи итогового экзамена. С целью мотивации врачей к повышению квалификации используются следующие механизмы: получение НМО является условием ре-лицензирования и карьерного роста, учитывается при заключении контракта и выплате премии, число кредитов, набранное каждым врачом, публикуется в реестре лицензированных врачей (т.е. эта информация является достоянием коллег, а ряде случаев, и пациентов). Финансируется НМО из самых различных источников и их сочетаний: самими медицинскими работниками, работодателями (ЛПУ), фармацевтическими компаниями, государством и страховыми компаниями.

В настоящее время в целях признания уровней и качества образования практикующих врачей между странами Евросоюза и США, разрабатываются единые согласованные требования к непрерывному медицинскому образованию и кредитам. Так, Европейский Совет медицинских специальностей (European Union of Medical Specialties) планирует создать комиссию для аккредитации качества образовательных мероприятий по различным специальностям. Американская Медицинская Ассоциация (American Medical Association ─ АМА) также будет привлечена к этой работе. Сегодня первая транснациональная аккредитованная система кредитов уже разработана Федерацией европейских обществ по онкологии (Federation of European Cancer Societies). Следует отметить, что такая большая работа весьма эффективна с точки зрения первичного вложения финансовых ресурсов и позволяет рассчитывать на уровень эффективности внедрения НМО от 50 до 400 %.

Инновационное развитие отрасли здравоохранения России требует увеличения образовательной активности врачей с 144 часов до 216 часов за пятилетний промежуток между курсами повышения квалификации, равномерно распределенных по годам. Добавление к стандартным образовательным программам (курсы повышения квалификации и тематического усовершенствования) дополнительных образовательных часов, которые врач должен пройти самостоятельно и на рабочих местах в виде кредитов. Кредиты ─ это баллы или условные единицы измерения значимости образовательного мероприятия. В большинстве стран за 1 кредит принят 1 час, т.е. длительность образовательного мероприятия. Например, 10 часов очных практических занятий приравниваются к 10 кредитам. Иногда при оценке значимости мероприятия учитывается не только его длительность, но и качество. Например, равные по длительности мероприятия могут иметь разные кредиты: посещение национальной конференции по специальности приравнено к 5 кредитам (5 часов), а международной ─ к 7 кредитам.

Из 216 часов (кредитов) очное обучение в образовательном учреждении, имеющем лицензию на образовательную деятельность, составит, как и раньше
144 часа. Из этих 144 часов как минимум 30–40 % предлагается преподавать с помощью дистанционных технологий. Оставшиеся 72 кредита врач должен набрать путем обучения на рабочих местах и с помощью самостоятельного обучения. Например, путем посещения лекций, семинаров, написания научных работ, участия в клинических разборах и др. Обязательным условием для выдачи и продления сертификата специалиста (и лицензии) будет накопление не менее 216 кредитов, причем ежегодно не менее ─ 43 кредитов (рис. 5.5).

Было бы неправильно сводить НМО только к механическому подсчету кредитов. Параллельно необходимо продолжить работу по определению для каждой специальности видов образовательных мероприятий (интернатура, ординатура, курсы переподготовки и др.) и их этапность, а так же пересмотреть квалификационные требования и порядок допуска к выполнению ряда высокотехнологичных вмешательств (манипуляций и операций). Квалификационные требования по специальности должны включать такой критерий как число ежегодно выполняемых высокотехнологичных манипуляций и операций. Выполнение ежегодного объема практических манипуляций и операций, качество их выполнения, а так же уровень удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью могут являться дополнительными критериями наряду с НМО для продления сертификата специалиста.

Мотивацию врачей к непрерывному образованию следует осуществить через следующие механизмы: сертификация, лицензирование, трудовые договора и система оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. повышение квалификации необходимо в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Длительность подготовки регламентирована Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (для всех отраслей): краткосрочное тематическое усовершенствование (72 часа), тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) длительное обучение в образовательном учреждении (свыше 100 часов). Сложившаяся практика в учреждениях медицинского образования для очных курсов повышения квалификации ─ 144 часа (Письмо Минздравсоцразвития России № 154-ВС от 15.01.2007 г.)

Что же относительно дистанционных образовательных технологий (ДОТ), то это образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Допускается использование ДОТ при всех формах обучения. Регламентируются Приказом Миноборнауки РФ № 137 от 6 мая 2005 г. и инструктивным Письмом Минобразования РФ № 41 от 3 июля 1998 г.

Рис. 5.5. Распределение кредитов НМО

Рис. 5.5. Распределение кредитов НМО

Расширение использования дистанционных технологий обучения при очных формах обучения (курсы повышения квалификации и тематического усовершенствования), предоставляемых образовательными учреждениями, имеющими лицензию на образовательную деятельность в настоящее время является весьма перспективным направлением. Для реализации этого направления необходимо создание условий для проведения НМО ─ оснащение рабочих мест врачей компьютерами, образовательными электронными системами и реорганизация медицинских библиотек.

Таким образом, в условиях реформирования здравоохранения и медицинского образования в РФ в целях повышения качества медицинской помощи пациентам и снижения издержек на ее оказание необходимо незамедлительный перейти от системы периодического повышения квалификации 1 раз в 5 лет к системе непрерывного медицинского образования, когда совершенствование знаний, умений и возможностей самостоятельного воспроизведения стандартизованных технологических процессов становятся потребностью каждого врача, а сам процесс получения и обновления знаний становится непрерывным.

Опыт экономически развитых стран по внедрению системы НМО необходимо использовать, опираясь на отечественные достижения реализации традиционных образовательных программ (очное обучение в вузе по программам повышения квалификации и тематического усовершенствования), с эволюционным переходом к самостоятельной форме подготовки, когда медицинский работник повышает квалификацию путем посещения конференций, публикации научных работ и др.

В отечественном здравоохранении имеются серьезные предпосылки для развития НМО с точки зрения существующей законодательной базы, активной позиции профессиональных медицинских сообществ по созданию информационно-образовательной базы в виде Клинические рекомендации по специальностям и системы «Национальные руководства», а так же формирования Национальной (региональной) электронной медицинских библиотек.
Вполне обосновано и то, что без разработки и внедрения мотивационных механизмов для подготовки и переподготовки профессионалов в рамках программ НМО и учета ежегодного выполнения кредитов при ре-сертификации и ре-лицензировании, все, выше указанные нововведения обречены на провал. Безусловно, и то, что НМО должна поддерживаться системой заключения контрактов с работодателями и инновационными формами оплаты труда медицинского персонала.

В то же время не следует забывать и том, что отечественная бюрократия обладает особым свойством: долго бездействует, потом в спешке принимает непродуманные решения, а далее героическими усилиями преодолевает ею же созданные проблемы. Чтобы изменить эту закономерность, необходимо начать работу по подготовке новых механизмов реформы медицинского образования, не дожидаясь, пока будут приняты законы, дающие старт продолжению реформ медицинского образования. После их принятия времени на подготовку конкретных механизмов будет очень мало, а многие из нужных механизмов требуют серьезной многомесячной разработки. Значит, опять повторится обычная наша ситуация: сделанные в спешке нормативные акты дискредитируют смысл реформы.

Движущие силы реформы будут формироваться в процессе работы над новыми механизмами. Только так можно сделать их привлекательными для управленцев и медицинского сообщества. Поэтому первое, что нужно сделать, ─ это существенно расширить круг разработчиков. Необходимо провести инвентаризацию наработок в регионах России по всем планируемым механизмам НМО. Практический опыт ряда регионов может быть полезным при разработке нормативной базы реформы медицинского образования. Кроме того, региональные лидеры поймут свою роль в этом процессе. Навязывание реформ сверху уступит место доверию регионам.

Важно четко осознать, что деятельность по реформированию медицинского образования ─ это не разовая акция и не проект, рассчитанный на одиндва года. Реформы потребуют длительной работы. Часть ее придется делать сразу, а определенные механизмы придется долго настраивать по мере накопления реального опыта преобразований, что потребует не одного десятилетия упорных усилий.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3179
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru