MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

3.10. Организация медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Проблема аварийности на автотранспорте в Хабаровском крае приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с недостаточной эффективностью системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения, а также недостаточной эффективностью оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Ежегодно в крае в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 2 тыс. человек.

В 2010 году в целом совершено 1958 ДТП, в которых погибло 247 человек и получили ранения 2384 человек (в 2009 году 2000 ДТП, погибло 230, получили ранения 2437 человек). В 2012 году произошло 2203 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 232 человек, и пострадало 2768 человек. В 2013 году произошло 2230 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 215 человек, и пострадало 2764 человек (рис. 85).

В целях совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП с 2007 года в Хабаровском крае в рамках федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.”, утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №100, и закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 91 “О краевой целевой программе повышение безопасности дорожного движения в Хабаровском крае в 2007-2012 гг.” реализуются мероприятия по организации медицинской помощи, пострадавшим в ДТП, на участке федеральной автомобильной трассы М-60 «Уссури» гг. Хабаровск - Владивосток с общей протяженностью 768 км, в том числе проходящей по территории Хабаровского края – 240 км. Разработаны и реализуются планы взаимодействия со службой скорой медицинской помощи, с Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю, управлением гражданской защиты Правительства края, Управлением внутренних дел по Хабаровскому краю и государственной инспекцией безопасности дорожного движения края и другими ведомственными службами.

Рис. 85. Число погибших в ДТП в Хабаровском крае в период с 2006 по 2013 гг.

Рис. 85. Число погибших в ДТП в Хабаровском крае в период с 2006 по 2013 гг.

Разработана концепция организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на федеральной дороге Хабаровск - Владивосток на территории Хабаровского края на 2010-2012 гг. с положительным отзывом государственного учреждения “Научно-исследовательский институт нейрохирургии имени академика Н.Н.Бурденко” Российской академии медицинских наук.

В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 № 1153 “О финансовом обеспечении в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях” заключено соглашение между Правительством Хабаровского края и Минздравсоцразвития России, в соответствии с которым краю предоставлена субсидия в размере 172556,0 тыс. рублей на закупку оборудования. Из бюджета края на указанные цели выделено финансирование в размере 69022,4 тыс. рублей.

Данные финансовые средства направлены на подготовку помещений для закупаемого за счет субсидии федерального бюджета оборудования, на оснащение лечебно-диагностическим оборудованием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, на подготовку медицинских кадров.

В 2010 году на базе Краевой клинической больницы № 2, Бикинского и Вяземского центров организации специализированных видов медицинской помощи, центральной районной больницы пос. Переяславка созданы травматологические центры первого и третьего уровней.

Министерство здравоохранения края совместно с государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Дальневосточный государственный медицинский университет”, г. Хабаровск, подготовило методические рекомендации для специалистов здравоохранения по организации травматологической помощи пострадавшим в травматологических центрах первого и третьего уровней. Разработан алгоритм организации оказания помощи пострадавшим в ДТП на федеральной дороге Хабаровск - Владивосток на территории Хабаровского края с учетом зон ответственности.

В 2010 году министерством здравоохранения края внесены предложения о включении Хабаровского края в мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП на автомобильной дороге М-58 “Амур” (Чита - Хабаровск). В рамках реализации данных мероприятий планируется создать травматологический центр второго уровня на базе Детской краевой клинической больницы. По данному вопросу подготовлено соглашение о софинансировании в 2011 году расходных обязательств между Правительством Хабаровского края и Минздравсоцразвитием России. Кроме того, подготовлено соглашение между Правительством Хабаровского края и ЕАО о реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП, с разделением зон ответственности на автодороге М-58 “Амур” (Чита - Хабаровск).

В дальнейшем опыт работы по реализации данного направления планируется распространить на автодороги Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Лидога – Ванино и Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре.

Исследования показали, что в структуре пострадавших в ДТП весомую долю имеют лица с сочетанной травмой (СТ). Среди пострадавших с СТ, поступивших в травмоцентр I уровня на базе Краевой клинической больницы № 2”, преобладали лица мужского пола – соответственно 65-71%, в возрасте от 20 до 49 лет – 59,2-67,1%. В структуре причин СТ преобладали автотравма (соответственно 60,7 и 52,9%), кататравма (19,9 и 13,5%) и хулиганская травма (8,0 и 19,7%). Наиболее тяжелым видом СТ являлась сочетанная черепно-мозговая травма, которая диагностировалась у 66,9-74,1% пострадавших. На момент поступления в стационар преобладающее большинство пострадавших с СТ находились в состоянии субкомпенсации – 31,2 и 51,0% и декомпенсации – 48,9 и 40,5%. В структуре причин летальности пострадавших от СТ преобладали тяжелая черепно-мозговая травма – 48,2 и 52%, травматический шок – 17,6 и 16% и полиорганная недостаточность – 16,5 и 20%. Около 40% пострадавших с СТ находились в состоянии алкогольного опьянения [19].

Для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП в учреждениях здравоохранения края было развернуто 307 травматологических коек, в том числе 135 коек – в Краевой клинической больнице № 2”, 58 коек – в Краевой клинической больнице № 1” им. профессора С.И. Сергеева, 60 коек – в ведомственных учреждениях здравоохранения и 53 койки в учреждениях здравоохранения г. Комсомольске-на-Амуре. Выделены травматологические койки в составе хирургических отделений в пяти ЦРБ (г. Амурска, г. Бикина, г. Вяземского, рп. Ванино, рп. Солнечный).

В рамках Программы модернизации на базе учебного отдела Хабаровского территориального центра медицины катастроф проводится обучение по утвержденной программе специалистов служб (ГИБДД, МЧС, ДПС и др.) приемам и способам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края проводит повышение квалификации специалистов здравоохранения по вопросам медицинского освидетельствования (в том числе предрейсового, послерейсового) водителей транспортных средств. Кроме того, по тематике “Первая медицинская помощь лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях” проводится обучение преподавателей учебно-курсовых комбинатов г. Хабаровска.

В рамках краевой целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в Хабаровском крае на 2007-2012 годы” приобретено два реанимобиля на общую сумму 2,14 млн рублей; завершено строительство вертолетной площадки при Хабаровском территориальном центре медицины катастроф; приобретено 10 мобильных спутниковых терминалов для Хабаровского территориального центра медицины катастроф; приобретены мобильные абонентские терминалы спутниковой связи в количестве семи единиц для учреждений, участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

За счет оборудования, полученного в рамках ПНП “Здоровье”, удалось значительно укрепить материально-техническую базу муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе отделений СМП. Всего в учреждения здравоохранения края поступило 159 машин скорой медицинской помощи и 599 единиц медицинского оборудования.

Повысить качество оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП позволило также введение в строй нового корпуса Краевой клинической больницы № 2, оснащенного современным медицинским оборудованием, что позволяет сегодня применять более совершенные медицинские технологии, в том числе при оказании помощи больным с травмами различной локализации.

Основу организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП составила сеть травмоцентров I-III уровней (рис. 86 и 87). Необходимость реализации вышеназванных мероприятий была обусловлена следующим:

- значительным повышением интенсивности движения транспорта по автомобильным дорогам Хабаровского края, что связано с расширением внешнеэкономических связей, повышением туристической активности;

Рис. 86. Организация медицинской помощи пострадавшим в ДТП на автодороге М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток 

Рис. 86. Организация медицинской помощи пострадавшим в ДТП на автодороге М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток 

Рис. 87. Маршрутизация пострадавших в ДТП в Хабаровском крае

Рис. 87. Маршрутизация пострадавших в ДТП в Хабаровском крае

Рис. 88. Травмоцентр I уровня на базе краевой клинической больницы №2 министерства здравоохранения Хабаровского края. Главный врач Пошатаев Кирилл Евгеньевич, Заслуженный врач Российской Федерации, к.м.н., главный нейрохирург Хабаровского края

Рис. 88. Травмоцентр I уровня на базе краевой клинической больницы №2 министерства здравоохранения Хабаровского края. Главный врач Пошатаев Кирилл Евгеньевич, Заслуженный врач Российской Федерации, к.м.н., главный нейрохирург Хабаровского края

- ростом количества ДТП. За последние пять лет произошло почти 13 тыс. ДТП, в которых погибли свыше двух тыс. человек и более 15,5 тыс. получили ранения. На отдельных участках федеральной автомобильной дороги Хабаровск - Владивосток число погибших остается высоким и не имеет тенденцию к снижению. Это во многом объясняется отдаленностью медицинских учреждений от трассы, отсутствием современного медицинского оборудования, реанимобилей и, как следствие, несвоевременной доставкой пострадавших в стационары.

Негативно сказываются на неблагоприятных исходах ДТП: отсутствие элементарных навыков оказания первой медицинской помощи у участников дорожного движения.

Организация травматологической помощи жителям Хабаровского края, в т.ч. с сочетанной травмой, включает три уровня травмоцентров.

Головным учреждением является травмоцентр I уровня на базе Краевой клинической больницы № 2. Больница с учетом структуры профильных отделений, ресурсного обеспечения, действующих специалистов осуществляет организационно-методическую, консультативную и лечебно-диагностическую деятельность по организации травматологической помощи, в т.ч. с сочетанной травмой, жителям Хабаровского края. Все пострадавшие с тяжелой сочетанной травмой машинами скорой медицинской помощи или санавиацией из районов края доставляются в Краевую клиническую больницу № 2 (рис. 88).

Краевая клиническая больница № 2 была открыта в ноябре 1961 году как городская больница № 13. В 1975 году учреждение переименовали в больницу скорой медицинской помощи, в 1996 году – в Хабаровский центр экстренной специализированной медицинской помощи, а в 2002 году – в Краевую клиническую больницу № 2.

В рамках улучшения материально-технической базы здравоохранения Хабаровского края 19 октября 2004 года был заложен новый больничный корпус, открытие которого состоялось 13 сентября 2007 года.

Сегодня Краевая клиническая больница № 2 министерства здравоохранения Хабаровского края – крупнейшее в крае учреждение, оказывающее специализированную, в т.ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь больным нейрохирургического, травматологического, ортопедического, хирургического (комбустиологического) профилей, при заболеваниях центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, инфарктах миокарда, с другой терапевтической и хирургической патологии, проживающим в г. Хабаровске, Хабаровском крае и других территориях. Больница находится в состоянии постоянная готовности, как главная госпитальная база по оказанию экстренной медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших в случае «ЧС».

К травмоцентрам II уровня относится Городская больница №7 г. Комсомольска-на-Амуре. Учреждение также включает основные профильные отделения, за исключением отделения сочетанной травмы, а также имеет основных профильных специалистов, за исключением врача-хирурга по сочетанной травме. Травмоцентр II уровня при необходимости имеет возможность привлечения в течение 1-2 часов узких специалистов больницы или специалистов санавиации. По показаниям пострадавшие с травмой машинами скорой медицинской помощи или санавиацией направляются в травмоцентр I уровня. Травмоцентры I и II уровня оснащены компьютерными томографами.

Травмоцентры III уровня организуются на базе центральных районных или районных больниц. В их структуре имеются хирургические отделения с выделением травматологических коек и отделения анестезиологии и реанимации (палаты интенсивной терапии). Специалисты представлены врачами-хирургами, травматологами, анестезиологами-реаниматологами. Травмоцентры III уровня также имеют возможность привлечения в течение 1-2 часов травматолога, нейрохирурга, сосудистого хирурга, врача-хирурга по сочетанной травме других узких специалистов за счет санавиации. По показаниям пострадавшие с травмой машинами скорой медицинской помощи или санавиацией направляются в травмоцентр более высокого уровня.

К травмоцентрам III уровня отнесены Бикинский и Вяземский центры организации специализированных видов медицинской помощи, а также Центральная районная больница муниципального района им. Лазо.

Догоспитальный этап подразделяется на оказание медицинской (первой) помощи на месте травмы и при транспортировке пострадавшего.

Целью оказания неотложной медицинской (первой) помощи на месте травмы и в период транспортировки пострадавших является сохранение витальных функций организма человека.

Для этого решаются следующие задачи:

Минимизация времени от момента получения травмы до начала оказания медицинской (первой) помощи пострадавшим.

Квалифицированное применение порядков и стандартов оказания медицинской (первой) помощи пострадавшим с травмой.

Для достижения поставленной цели было необходимо:

1. Разработать маршруты транспортирования пострадавших с травмой машинами скорой медицинской помощи.

2. Организовать подготовку и переподготовку медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим на месте травмы и при их транспортировке, на базе Дальневосточного государственного медицинского университета Минздрава России и Института повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края в соответствии с примерными квалификационными требованиями.

3. Внедрить порядки и стандарты оказания медицинской помощи пострадавшим на месте травмы и при транспортировке специалистами ССМП.

Госпитальный этап включает в себя организацию оказания медицинской помощи в условиях травмоцентров различного уровня.

Целью госпитального этапа является:

Минимизация времени от момента доставки пострадавшего с травмой машиной СМП до начала оказания госпитальной помощи.

Квалифицированное применение порядков и стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим с травмой в травмоцентрах различного уровня.

Обеспечение преемственности в оказании травматологической помощи пострадавшим.

Для реализации госпитального этапа было необходимо:

1. Организовать подготовку и переподготовку медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим с травмой в стационаре, на базе Дальневосточного государственного медицинского университета Минздрава России и Института повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края в соответствии примерными квалификационными требованиями.

2. Укомплектовать медицинским оборудованием структурные подразделения травмоцентров (приемное отделение, блок критических состояний, отделение анестезиологии и реанимации, специализированные отделения по преобладающему поражению) в соответствии с табелями оснащения.

3. Внедрить порядки, а также стандарты оказания медицинской помощи пострадавшим с травмой в условиях травмоцентров различного уровня.

В целях совершенствования взаимодействия учреждений здравоохранения Хабаровского края при ликвидации медико-санитарных последствий ДТП на федеральной автомобильной дороге Хабаровск - Владивосток, эффективной организации работы по оказанию пострадавшим своевременной и качественной медицинской помощи постановлением Правительства Хабаровского края от 25 мая 2009 № 166-пр утверждены зоны ответственности государственных учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения муниципальных образований края на федеральной автомобильной дороге Хабаровск – Владивосток.

В соответствии с соглашением между Минздравсоцразвития России и Правительством Хабаровского края от 12 апреля 2010 № 121/ДТП-1153/89-С “О софинансировании расходных обязательств края, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году” краю предоставлена субсидия федерального бюджета в размере 172,5 млн рублей на приобретение медицинского оборудования.

Средства краевого бюджета (69,0 млн рублей) направлены на подготовку помещений для закупаемого оборудования – 32,4 млн рублей, на оснащение лечебно-диагностическим оборудованием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – 33,8 млн рублей, на подготовку медицинских кадров – 2,8 млн рублей.

Проведена подготовка медицинских кадров. В 2010 году на базе ведущих клиник Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга прошли обучение 22 специалиста. В рамках соглашения с ФГОУ “Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России” проведен выездной мультидисциплинарный курс повышения квалификации “Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях”. Число специалистов травматологических центров всех уровней, прошедших обучение, составило 60 человек.

Министерством здравоохранения края совместно с Дальневосточным государственным медицинским университетом подготовлены методические рекомендации для специалистов здравоохранения края по организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП в травматологических центрах первого и третьего уровней.

Распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 8.03.2011 № 252-р “Об утверждении алгоритмов оказания медицинской помощи в травмоцентрах”, приказом главного врача Краевой клинической больницы № 2 от 09.06. 2010 года №265 Пб утверждены следующие порядки :

- организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в КГБУЗ ККБ №2;

- организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в смотровом кабинете приемного отделения КГБУЗ ККБ №2 для пациентов первого потока (пострадавшие, способные к самостоятельному передвижению);

- организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в смотровом кабинете приемного отделения КГБУЗ ККБ №2 для пациентов второго потока (пострадавшие, не способные к самостоятельному передвижению, находящиеся в среднетяжелом и тяжелом состоянии);

- организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в отделении анестезиологии и реаниматологии КГБУЗ ККБ №2;

- организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в отделении сочетанной травмы КГБУЗ ККБ №2;

- организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в противошоковой операционной КГБУЗ ККБ №2.

Указанные регламенты содержат порядки организации медицинской помощи в соответствующих структурных подразделениях, табеля оснащения медицинским оборудованием и квалификационные требования к специалистам.

Специалистами Краевой клинической больницы №2 совместно с профильными кафедрами Дальневосточного государственного медицинского университета разработано научное обоснование совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Результатом этой работы стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук заместителем главного врача по хирургии В.М. Королевым, издание ряда монографий, сборников научных трудов и пр. (рис. 89).

Рис. 89. Научное обоснование мероприятий по безопасности дорожного движения в Хабаровском крае. Королев Владимир Михайлович - заместитель главного врача по хирургии, к.м.н.

Рис. 89. Научное обоснование мероприятий по безопасности дорожного движения в Хабаровском крае. Королев Владимир Михайлович - заместитель главного врача по хирургии, к.м.н.

Кроме того, были разработаны и направлены во все учреждения здравоохранения края следующие методические материалы:

Об утверждении регламента организации медицинской помощи пострадавшим в условиях травмоцентра I уровня на базе КГБУЗ ККБ №2.

Об утверждении регламента организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в условиях травмоцентра III уровня.

Методика оценки эффективности медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Об обеспечении ведомственного и вневедомственного контроля за соблюдением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи при травме в учреждениях здравоохранения Хабаровского края.

В результате реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП, отмечается положительная динамика основных целевых показателей (рис. 90-92).

Рис. 90. Динамика числа погибших на месте ДТП

Рис. 90. Динамика числа погибших на месте ДТП

Рис. 91. Динамика числа погибших на догоспительном этапе

Рис. 91. Динамика числа погибших на догоспительном этапе

 Рис. 92. Динамика летальности после ДТП в стационарах

Рис. 92. Динамика летальности после ДТП в стационарах

Из рисунков следует, что в течение 2011-2013 гг. в крае, благодаря проводимым мероприятиям, на 24% снизилось число погибших на месте ДТП; практически вдвое уменьшилось число погибших на догоспитальном этапе; на 26% снизилась летальность в стационарах после ДТП.

К другим показателям эффективности медицинской помощи пострадавшим в ДТП следует отнести:

- на 34,7% снизилось число пострадавших, умерших в учреждениях здравоохранения края в первые 30 суток;

- на 22,2% снизилось число пострадавших в ДТП, умерших в травмоцентре 3 уровня в первые 30 суток;

- на 66,7% увеличилось количество оперативных вмешательств в травмоцентре 1 уровня при сочетанной травме.

Таким образом, разработанные мероприятия по безопасности дорожного движения позволили значительно повысить эффективность медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3466
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru