MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Психологическая коррекция больных с хронической обструктивной болезнью легких

Больной человек должен восприниматься врачом не как пассивный объект, а как активный субъект реципроктных отношений «врач – больной». Поэтому особенности личности больного человека, его позиция по отношению к своему заболеванию и лечению становятся важными факторами успешности терапии. Врачу необходимо избавиться от установки, что больной не способен справиться со своими проблемами. Отношение к болезни, обладая всеми характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержат в себе все три компонента: когнитивный – знания о болезни и ее осознание на копцептуальном уровне, понимание ее влияния на жизненное функционирование; мотивационно–поведенческий – выработка новой поведенческой стратегии и тактики; эмоциональный – эмоциональное отношение к болезни. Результаты проведенного исследования показали, что внутренняя концепция болезни у больных с изученными заболеваниями легких неадекватна, что обусловлено включением искажающих материалов как на уровне ощущения, (страх удушья, смерти, ощущение остановки дыхания невозможность глубокого выдоха), так и на уровне концепции. Врачу следует помнить о том, что информирование пациента влияет на мотивацию к лечению. Знание специфических особенностей психологических и социальных характеристик больных людей способствует выработке правильного психокоррекционного подхода. При проведении образовательных программ врачу необходимо быть психологически гибким, уметь отслеживать невербальные реакции на информацию. Он должен реально оценивать свои профессиональные возможности и уровень квалификации, принимает ограничения своих возможностей. Так, при обучении больных лечебной физической культуре к занятию привлекается специалист. В болезни нарушаются значимые отношения личности, система внутригрупповых связей, привычные межличностные отношения. Востановление значимых отношений (реадаптация и реабилитация) способствуют изменению неадекватной реакции на болезнь.

Из-за отсутствия информации, наличия искаженной информации ожидания пациентов, как показали полученные результаты, нереалистичны. Важным представляется провести переориентацию в нужном для пациента направлении. Ориентированная на мобилизацию к сотрудничеству информация – необходимое условие позитивного настроя на лечение.

Важен контроль за информационным процессом с помощью обратной связи, которую можно получить, используя следующие приемы: суммирование, постановку открытого вопроса, приглашающего к диалогу, выход на перспективу. У всех больных с изученными заболеваниями легких была выявлена пассивная личностная позиция, т.е. имеется тенденция к передаче ответственности за лечение и течение заболевания врачу. Целесообразно установить систему контрактных взаимоотношений, предполагающих взаимную ответственность за лечение. Врачу нельзя играть роль «спасителя», она предполагает принятие от больного роли «жертвы», препятствует собственной активности пациента, лишает его социальной самостоятельности. Болезнь является актуальной проблемой. При работе врачу нужно было помочь пациенту отстраниться от ситуации, рассмотреть ее со стороны, для чего он должен иметь достоверную информацию по заболеванию и способам лечения. Важно обсудить, какое влияние оказала болезнь на самого больного человека, его профессию, семью, межличностные отношения. При проведении образовательной программы врач должен активно слушать, умело ставить вопросы, рефлексировать переживания больного.

Прием лекарства – это не просто введение препарата в организм, а сложное взаимодействие врача и пациента. Врачу не следует забывать и о наличии отрицательного эффекта на лекарственные препараты. Негативное отношение к фармакотерапии может исказить истинное действие препарата и затрудняет работу врача. Поэтому необходимо позитивное информирование о препаратах, предупреждение о его побочных эффектах и мерах их профилактики. Болезнь вызывает страх перед неизвестностью. Течение заболевания и его исходы трудно прогнозировать. Часто, испытывая негативные чувства, больной человек не высказывает их в беседе с врачом, боясь получить подтверждение собственных опасений. Важно создать атмосферу доверия. Информацию по заболеванию надо давать с надлежащей долей оптимизма, избегая профессиональной медицинской терминологии. Для повышения мотивации к сотрудничеству и лечению необходимо информирование о полученном эффекте проводимой терапии.

Каждому пациенту было нужно создать «лечебную перспективу», он должен представить позитивный эффект терапии и в сфере этого - новые рубежи, к которым он идет. Необходимо найти новые, привлекательные для больного человека жизненные цели.

Каждый пациент, страдающий хроническим заболеванием легких, сопровождающейся нарушением легочной вентиляции, должен чувствовать эмоциональную поддержку врача. Эмоциональная поддержка – это умение показать больному, что его полностью принимают как личность, разделяют его трудности и понимают его переживания. Эмоциональная поддержка не означает сверхидентификации с пациентом. Важно уметь вовремя проводить критический анализ. Это укрепляет активную позицию больного, повышает его самооценку. Важным качеством врача является эмпатия – способность почувствовать и понять переживания другого. Следует избегать проекции своих чувств и представлений на пациента. Особое значение в работе врача имеет умение видеть не только поведение и сигналы пациента, но и способность наблюдать свои реакции, видеть себя со стороны глазами больного человека, контролируя свои высказывания, интонации, мимику, взгляд. Врач понимает, что его реакция влияет на пациента, осознает это влияния и выделяет его во взаимодействии с больным человеком, фиксируя свои чувства, желания, возможности.

Необходимо также уважать достоинства пациента. При выполнении врачебных назначений важно ситуативное одобрение.

Психологический эффект возрастает в условиях групповой работы с кругом аналогичных пациентов, когда начинает действовать психологический закон разделения опасности “я не одинок”.

Целенаправленная психологическая патогенетическая коррекция больных хроническими заболеваниями легких также заключалась в том, чтобы помочь больным рассмотреть проблему своей болезни «со стороны», составить более полное представление о проблеме заболевания.

«Увидев» проблему болезни в целом, нужно совместно с врачом обсудить, какое влияние оказала болезнь на самого больного, его профессию, семью, межличностные отношения. Следовало переоценить ситуацию болезни, роль пациента в лечении, течении заболевания. Исход заболевания во многом зависит от пациента, его дисциплины лечения, точности выполнения врачебных назначений. На это их и ориентировали. Важно было ситуативное одобрение, пациентов хвалили за малейшие успехи в лечении. Следовало также расширить жизненные цели.

Трехкомпонентный (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий) процесс установления причин возникновения и развития заболевания детерминируется этими же тремя компонентами отношений больного к другим участникам процесса реабилитации.

Известно, что психологическая коррекция - это групповые и массовые методы коррекции коммуникативных нарушений на уровне:

- личности,
- группы,
- общества.

В настоящее время наиболее интенсивно разрабатывается проблема малой группы, именно в малой группе может наиболее адекватно изучена личность, выявлены закономерности процессов больших обществ, вскрыты механизмы социальной регуляции поведения личности. При этом больной, сосредоточенный на своем заболевании и связанных с этим проблемах, не видит альтернативных возможностей их разрешения. Расширить горизонт самоосознавания, помочь увидеть альтернативу деструктивному само - и гетероразрушающему поведению помогают методы групповой работы с больными, который включает три уровня;

-личностный,
- личностно-групповой,
- личностно-социальный.

Необходимо, чтобы психика больного, как динамическая функциональная система, перешла в режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается следующим:

- подачей полной информации о заболевании (это позволяет интенсифицировать все усилия для мобилизации резервных возможностей);
- установлением подлинных партнерских отношений с лечащим врачом (это позволяет переоценить всю ситуацию в целом и использовать новые средства для достижения новой цели)

Групповая динамика имеет большое позитивное влияние. Переоценка цели включает и переоценку своей социальной роли и своей формы социального поведения. Группа формирует и воспитывает новые гуманные цели, учит альтруизму, заботе о других членах группы, приводит к правильному социальному пониманию ответственности, выступает и как важный элемент социального развития, включенный в общую систему взаимодействия личности и общества.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3728
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru