MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.1. Физиологические особенности детского и подросткового возраста

Периодизация возрастного развития детского организма. Среди многих других, наиболее принятой является следующая:

Преддошкольный возраст (до 3 лет) В течение преддошкольного периода происходит интенсивный рост и развитие тела, и другие очень важные морфологические и функциональные изменения, результатом которых является формирование способности к свободному передвижению, овладение основами речи, адекватное возрасту восприятие и оценка и окружающего мира. Секреторная функция желудка еще относительно слабая, но всасывательная достаточно велика, растет толщина мышечного слоя желудка, происходит интенсивный рост кишечника. Существенные морфофункциональные изменения наблюдаются со стороны ЦНС. Начиная со 2-3-й недели жизни появляется первый условный рефлекс на позу (положение) для кормления. Условные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители формируются в течение 2-3-го месяцев жизни, постепенно увеличивается запас слов, в норме к 3 годам он уже насчитывает 800-1000 слов.

Дошкольный возраст (3 года – 7 лет). В этом возрасте ребенок продолжает относительно равномерно расти и развиваться. Продолжается интенсивное формирования опорно-двигательного аппарата, развивается склонность ребенка к мануальным операциям (рисование, лепка и др.) и к различным сложнокоординируемым физическим упражнениям. Секреторная и моторная функции желудка и кишечника почти не отличаются от таковых у взрослых. Улучшается координация процессов иррадиации и концентрации, приобретают значительно более высокого уровня формы общения ребенка со взрослыми и окружающим миром

Младший школьный возраст (7-10 лет). В младшем школьном возрасте продолжается физический рост и развитие ребенка (масса тела ежегодно в среднем увеличивается на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 1,5-2 см, длина тела - на 4-5 см), продолжаются процессы окостенения и развития скелета. Растет мышечная сила. Несколько повышается общая сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды на ребенка. Однако, несмотря на позитивные изменения, имеет место легкая истощаемостью и быстрая утомляемость ЦНС

Средний школьный возраст (11-14 лет). Продолжается интенсивный рост и увеличение мышц, размеров тела, формирования скелета, жизненная емкость легких у девочек 14 лет увеличивается до 2700 см3, у мальчиков - 3200 см3, начинается усиленное развитие половых желез, развиваются вторичные половые признаки. В связи с повышенной возбудимостью ЦНС и ее подкорковых отделов существенно ослабляются процессы внутреннего торможения. Нарушается (особенно у девочек) вегетативная регуляция со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаются эмоциональная возбудимость и утомляемость.

Старший школьный возраст (15-18 лет). В этом возрасте подростку присуще завершения полового развития, которое сопровождается дальнейшим увеличением длины и массы тела, завершением (в основном) роста и окостенения трубчатых костей скелета, стоп и кистей (заканчиваются эти процессы только в возрасте 20-25 лет). Практически завершается морфофункциональное развитие всех органов и систем организма (в дальнейшем этот процесс происходит главным образом за счет активной деятельности и тренировки). Следует отметить, что в этот период у подростков довольно часто наблюдаются психическая неуравновешенность, склонность к неадекватным реакциям, проявления негативизма и т.д.

Физическое развитие ребенка изначально является ведущим показателем его возрастного здоровья. Существуют различные нормативы и показатели для оценки этого здоровья.

Таблица 6. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

( М – среднее значение, с – среднее отклонение )

Возраст

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки,см

М

с

М

с

М

с

Мальчики и подростки

7

121,6

5,8

24,3

3,98

61,0

3,68

8

128,1

5,56

27,9

4,94

62,5

4,92

9

132,6

5,4

30,2

5,3

65,4

4,74

10

137,3

5,6

33,4

6,0

67,5

4,80

11

142,5

6,26

37,0

6,82

69,9

5,20

12

147,0

6,96

39,9

6,7

71,6

4,46

13

153, 5

8,25

45,1

8,74

75,0

5,48

14

161,1

8,74

50,8

8,70

78,7

6,14

15

166,9

8,16

57,2

10,12

82,0

6,0

16

173,1

7,00

63,0

8,24

85,3

4,52

17.

178,4

7,6

65,6

7,8

87,0

4,0

Девочки и девушки

7

121,5

5,54

23,3

3,65

59,0

2,4

8

127,0

5,26

26,8

4,74

59,0

3,2

9

131,5

5,74

29,0

4,52

61,9

2,7

10

137,4

6,15

33,3

7,0

63,4

2,4

11

142,8

7,1

37,0

7,3

66,8

4,0

12

149,3

6,8

40,4

7,08

70,4

4,8

13

156,2

6,2

48,5

7,74

73,2

5,6

14

159,2

5,42

49,2

7,4

76,7

5,3

15

159,6

5,54

53,3

3,65

82,1

5,1

16

161,7

5,2

54,6

6,6

83,4

4,5

17

163,0

4,9

55,9

7,0

84,8

4,2

Для оценки физического развития используются различные другие и дополнительные критерии. В литературе приводится, например, следующие (С.Есаков, 2003):.

Масса тела: Новорожденный: М = от 2800 до 4000 г. До 6 месяцев: М = m + 800 * n или M = 8000 - 800 * (6 - n), где n - возраст ребенка в месяцах, m - масса тела при рождении. От 6 до 12 месяцев: M = m + 800 * 6 + 400 * (n - 6) или M = 8000 + 400 * (n - 6). С 2 до 10 лет: M = 10,5 + 2n, где n - где возраст ребенка в годах. Старше10 лет: M = 30 + 4 * (n - 10).

Рост(Р)
Новорожденный: Р = 46 - 56 см. До 1 года: прибавляется ежемесячно в 1-ый квартал по 3 см, во 2-ой - 2,5 см, в 3-ий - 1,5 - 2 см, в 4-ый - 1 см. В 1 год: Р = 75 см. До 4 лет: Р = 100 - 8 * (4 - n). В 4 года: Р = 100 см. После 4 лет: Р = 100 + 6 * (n - 4); В 8 лет: Р = 130 см. После 8 лет: P = 130 + 5 * (n - 8), где n - возраст ребенка в годах.

Окружность груди (ОГр):
Новорожденный: ОГр = 32 - 34 см. До 6 месяцев: ОГр = 45 - 2 *(6 - n). В 6 меcяцев: ОГр = 45 см. От 6 месяцев до 1 года: ОГр = 45 + 0,5 * (n -6), где n - возраст ребенка в годах; С 2 до 10 лет: ОГр = 63 - 1,5 *(10 - n). В 10 лет: ОГр = 63 см. С 10 до 15 лет: ОГр = 63 + 3 *(n - 10), где n - возраст ребенка в годах. Индекс Тура (после года): ОГр - ОГ = от n до 2n, где n - число лет.

Окружность головы:
Новорожденный: ОГ = 34 - 36 см. До 6 месяцев: ОГ = 43 - 1,5 *(6 - n). В 4 месяца: ОГ = ОГр. В 6 месяцев: ОГ = 43 см. После 6 месяцев: ОГ = 43 + 0,5 * (n - 6), где n - возраст ребенка в месяцах. С 2 до 5 лет: ОГ = 50 - 1 *(5 - n). В 5 лет ОГ = 50 см. С 5 до 15 лет: ОГ = 50 + 0,6 *(n - 5), где n - возраст ребенка в годах.

Индексы пропорциональности:

Индекс Ф.Ф.Эрисмана (индекс крепости): ОГр - 1/2 роста (до 1 г = 10 см, 2 - 3 года = 6 - 9 см, 8 - 15 лет = 1 - 3 см).

Индексы Чулицкой: а) индекс упитанности: (3 окр. плеча + окр. бедра + окр. голени) - рост (до 1 года = 25 - 30 см, 2 - 3 г = 15 - 20 см); б) индекс пропорциональности: 3 окр. плеча = ОГр = окр. бедра + окр. голени.

Оценка физического развития (ФР):

ФР среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту. ФР ниже среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%. ФР выше среднего - показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитием считается такое, при котором три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрастной норме, либо отклоняются от нее, не более чем на +/-10%.

К завершению подросткового возраста формируются типы психологического восприятия и поведения. К ним относятся: уравновешенный, быстрый (реакции адекватные силе раздражителей, кора большого мозга находится в состоянии оптимальной трудоспособности, стойкие условные рефлексы формируются легко и быстро, дети общительные, инициативные, дисциплинированные) уравновешенный, вялый (медленный: условные рефлексы образуются медленно , но стойко, дети обладают достаточным языковым запасом, спокойны, настойчивы, дисциплинированные). Сильный, повышенно-возбудимый, неуравновешенный (снижена регулирующая функция коры большого мозга, процессы возбуждения существенно преобладают над процессами торможения, реакции довольно часто неадекватны, наблюдается повышенная эмоциональность, иногда даже агрессивность, Слабый, пониженно-возбудимый (условные рефлексы формируются медленно, процессы внутреннего торможения ослаблены, сильные раздражители вызывают быструю утомляемость, имеет место склонность к нервным расстройствам). Следует учитывать, что с возрастом тип высшей нервной деятельности может меняться, как естественным путем, так и вследствие соответствующей воспитательной и учебной работы, способа индивидуальной жизни, соблюдение правил личной гигиены и т.п.

По состоянию здоровья детей и подростков выделяют 5 их групп Первая. Практически здоровые дети с нормальным развитием и функционированием всех систем и органов. Вторая. Практически здоровые дети, но с наличием некоторых морфологических или функциональных отклонений, а также пониженной сопротивляемостью острым и хроническим заболеванием. Третья. Дети с хроническими заболеваниями в состоянии стойкой компенсации с сохранением функциональных возможностей организма. Четвертая. Дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма. Пятая. Дети с хроническими заболеваниями в состоянии устойчивой декомпенсации с существенным снижением функциональных возможностей организма, в основном те, что нуждаются постоянной посторонней помощи и уходе.

Наблюдаются возрастные закономерности структуры заболеваемости детского населения. В период новорожденности ведущее место занимают заболевания и состояния, связанные преимущественно с воздействием факторов в период внутриутробного развития. В переддошкольный возраст доминируют болезни органов дыхания и инфекционные заболевания. Определенное значение в этом возрасте имеют также заболевания органов слуха, расстройства нервной системы, болезни органов пищеварения, аллергические проявления и т.д. В возрасте до 7 лет на первом месте стоят болезни органов дыхания, далее у детей младшего школьного возраста (7-10 лет) преобладают инфекционные заболевания, болезни органов пищеварения, травмы, у детей среднего школьного возраста (11-14 лет) - травмы, инфекционные заболевания, болезни кожи и органов пищеварения у детей старшего школьного возраста (15-17 лет) - травмы, болезни органов пищеварения, кожи и инфекционные заболевания. Кроме того, для детей школьного возраста большое значение имеют расстройства сердечно-сосудистой системы, зрения (снижение его остроты), слуха, нервной системы, опорно-двигательного аппарата (деформации скелета), а также степень гармоничности физического развития. Исходя из возможностей привлечения детей дошкольного возраста к выполнению физических упражнений, принято подразделять их на 3 вспомогательные группы. К первой относятся дети, которые по состоянию здоровья относятся к первой и второй групп здоровья, то есть те, здоровье которых не препятствует привлечению к всех видов физического воспитания в соответствии с их возрастным возможностям и особенностям функционального развития. Ко второй дети с различными заболеваниями в стадии компенсации и задержкой физического развития, а также те, которые часто и длительно болеющих. К детям этой группы необходим осторожный подход по выполнению физических упражнений, связанных с мышечными усилиями, щадящий режим закаливания и т.д. К третьей группе относятся дети с врожденными пороками развития, хроническими заболеваниями, сопровождающимися длительным (устойчивой) суб - и декомпенсацией и острыми воспалительными заболеваниями любой локализации и т.д. В зависимости от состояния здоровья и функциональных возможностей дети этой группы могут полностью освобождаться от занятий по физическому воспитанию, им нужен индивидуальный режим лечебной физкультуры. Установлены ориентировочные сроки начала занятий по физкультуре и допуска к соревнованиям после перенесенных заболеваний. Минимально рекомендуемые сроки допуска к занятиям по физкультуре и спортивным соревнованиям (в скобках) для некоторых заболеваний после клинического выздоровления таковы (дни): острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, бронхит, грипп – 6-18 (12-24), пневмония и сухой плеврит – 30 (45), острые инфекционные заболевания – 30-45 (45-60), ревмокардит – 180 (240-300), после операции острого аппендицита – 30 (40-45), острый нефрит – 60 (90), сотрясение головного мозга – 60 (90). Однако в каждом случае и при других заболеваниях этот вопрос решается индивидуально, после проведения углубленного медицинского обследования.

Таблица 6. Ориентировочные нормативы питания детей и подростков

Возраст

Белки

Жиры

Углеводы

До 2-3 месяцев

8-10

25-30

50-55

До 5-6 месяцев

12-15

35-40

60-75

1-1,5 года

35-45

40-50

90-120

3-4 года

50-60

60-70

150-200

5-7 лет

65-70

75-80

250-300

8-11 лет

75-95

80-95

350-400

12-14 лет

90-110

90-110

400-500

15-16 лет

100-120

90-110

450-500

В системе охраны здоровья детей и подростков существенное место принадлежит врачу (медицинской сестре, фельдшеру) детского дошкольного учреждения и школы или прикрепленным к ним медицинским работникам территориальной поликлиники, их обязанностями является участие в проведении медицинских осмотров, медицинский контроль за режимом учебных занятий и организацией воспитания, проведения профилактических мероприятий, направленных на предотвращение инфекционных заболеваний, оказания неотложной медицинской помощи, контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима помещений, питанием детей в школе, качеством и хранением продуктов в школьной столовой. Рациональное питание детей и подростков должно основываться на принципах, более подробно изложенных в части 9 этой книги. Ориентировочные нормативы содержания белков, жиров и углеводов в этом питании приведены в таблице. Медицинские работники ежегодно проводят медицинский осмотр детей и на каждого из них ведут индивидуальный учетную медицинский документ. На основании данных о состоянии здоровья ребенка решаются вопросы о его освобождении от занятий физической культурой, экзаменов, взятие на диспансерный учет и т.д.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3772
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru