MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.2. Размещение, планировка, и оборудование школьных помещений

Как правило, школы общего профиля размещаются на специально выделенных земельных участках, вблизи, но не в притык к жилым зданиям обслуживаемого района (микрорайона) и остановкам общественного транспорта. Площадь земельного участка необходимого для размещения зданий и вспомогательных сооружений рассчитывается исходя из количества учеников, обучающихся в данной общеобразовательной школе.

Таблица 7. Площадь земельного участка общеобразовательной школы

Количество учеников

Площадь участка (га)

40

0,3

80

0,5

320

1,7

До 780

2,0

1180

2,8

1560

3,0

1960

4,0

Для школ используются специально спроектированные и построенные здания. Помимо основного здания, в школьный комплекс входят находящиеся на открытом воздухе участки для спортивно-физультурных занятий, игровые площадки, места парковки автотранспорта, вспомогательные хозяйственно-складские, и другие помещения. Территория земельного участка типовых внешкольных учреждений должна предусматривать наличие следующих зон: спортивной, учебно-исследовательской, хозяйственной, зеленых насаждений. Оптимальной ориентацией окон помещений дошкольных и школьных заведений в климатических условиях Украины считаются: для групповых, игральных, гимнастических залов, музыкальных занятий – южная, для классов, учебных кабинетов, лабораторий - юго-восточная, восточная, южная; для кабинетов рисования и черчения – северная, северо-восточная, северо-западная; для пищеблока – северная. Основными помещениями главного корпуса являются школьные классы и учебные кабинеты. Их площадь должна быть, соответственно, не менее 50 м2 и 50-60 м2 (минимальная площадь на одного учащегося в этих комнатах составляет 1,25 м2). Минимальные площади для лабораторий естественных наук – 2,8 м2, в лабораториях профессионально-технического и специального профиля – 4 м2, в кабинетах информатики и вычислительной техники – 6 м2 на одно рабочее место у каждого дисплея, аудиторные помещения (в зависимости от количества мест и оборудования) – 1 – 3 м2.

Оптимальная форма классной комнаты прямоугольная (глубина 6-6,3 м, длина - 8-8,4 м) с соотношением глубины к ширине 3:4. Расстояние от первого ряда парт к доске – 2 м. Предпочтительное размещение окон левостороннее, угол между линией взгляда и плоскостью классной доски в горизонтальной плоскости) не менее З0-35 градусов. При спортивных залах должны быть две раздевалки площадью по 16 м2 каждая, две душевые - по 3 м2 каждая и два туалета - по 2 м2 каждый. В школах, с количеством классов более 20, устраивают два гимнастических зала, в том числе один для занятий с учениками младших классов. В учебном заведении должны быть помещения медицинского обслуживания, в состав которых входят: терапевтический кабинет (площадью не менее 16 м2), он может быть использован и как офтальмологический (если длина одной из его стен не менее 5,8 м.), процедурная (10 м2), физиотерапевтический кабинет (18 м2), стоматологический кабинет (16 м2), комната психофизиологической разгрузки (18 м2). Нормативная температура воздуха в медицинских кабинетах – 23 градуса Цельсия, в классных комнатах и учебных кабинетах – 18, в спортивных залах 15-16 градусов. Учитывая большое физиологическое значение зрительной нагрузки учащихся в период занятий, весьма важным является соблюдение гигиенических требований к естественному и искусственному освещению школьных помещений. Предпосылки соблюдения этих требований закладываются еще в период проектирования и строительства школьного здания. Чтобы не мешать свободному проникновению внешнего света в помещение - противоположные строения должны располагаться от здания школы на расстоянии не менее 2,5-3 их высоты. Состояние естественного освещения внутри классных и других учебных помещений характеризуют следующие показатели (пояснение их значений см. в главе 3.5)

1. Коэффициент естественного освещения (КЕО). В классных комнатах он должен быть не менее чем 1,5 %, желательно, чтобы он был большим и достигал 2,0-2,5, в кабинетах черчения и рисования не менее чем 2 %, лучше до 3-5.

2. Световой коэффициент (СК). В основных помещениях детских учреждений, где требуется повышенная зрительная нагрузка не менее 1:4.

3. Коэффициент углубления (отношение глубины комнаты к расстоянию от пола до верхнего края окна). Не больше 2 . Если’ глубина помещения составляет более 3-4 , может возникнуть потребность в двустороннем естественном освещении.

4. Искусственное освещение (освещенность, лк) 200-300 лк для ламп накаливания, 300-500 лк для люминесцентных ламп (более подробно об искусственном освещении см. главу 3.5)

В случае применения комбинированного освещения помещений (естественное и искусственное) оптимальное соотношение между световыми потоками от окна и от источника искусственного освещения составляет 2:1. Важное значение имеет цвет ограждающих поверхностей и оборудования, от которого зависит коэффициент отражения. Белый цвет отражает 80-90 % световых лучей, желтый и светлголубой - 70-80 %, зеленый - 60 %, светло-коричневый и темно-розовый - ЗО-45 %, темно-зеленый - 22-25 % световых лучей. Расстояние между окнами (ширина простенков) не должна быть больше чем 0,5 м.

Для помещений учебных заведений установлены гигиенические требования по воздухообмену. Воздухообмен (по притоку воздуха) должен составлять (в м3 в час на одного человека) - в классах, лабораториях и учебных кабинетах – 16, в аудиториях, читальных залах, учебных мастерских – 20, в физкультурно-спортивных залах и хореографических помещениях – 80. Нормативная температура воздуха в медицинских кабинетах – 23 градуса Цельсия, в классных комнатах и учебных кабинетах – 18, в спортивных залах 15-16 градусов. Оптимальная относительная влажность воздуха - 40-60 %, скорость движения - 0,1-0,2 м/с.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3773
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru