ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В методологическом аспекте проблема неврозов
включает такие разделы,
как: этиология, анамнез, состоящий из анамнеза жизни и истории
заболевания,
патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, лечение и
профилактика. В
данной монографии рассмотрены три первых, менее
полно освещенных в
литературе, раздела, своего рода пропедевтика неврозов. Данные об
этиологии
существенно расширены за счет конкретизации роли
семейного фактора в
происхождении неврозов; анамнез дополнен динамикой формирования личности,
а
патогенез изучен с позиций единства
психологических, клинических и
физиологических факторов. В свою
очередь, этиология и анамнез,
рассматриваемые в их неразрывной взаимосвязи,-
это генезис неврозов,
позволяющий содержательнее осветить наиболее сложный раздел их
патогенеза.
Последний построен подобно изложению других данных, прежде
всего в плане
раскрытия общих закономерностей, характерных для развития неврозов в
целом.
Системный подход позволил выделить ряд специфических особенностей преморбида
личности родителей и семейных отношений, образующих единую
концептуальную
модель неврозов у детей и подростков.
Неврозы в детском возрасте -
отражение клинических, личностных и
социально-психологических проблем, возникающих
у взрослых, ставших
родителями в трудный для себя период жизни
слишком рано или поздно,
оказавшись неподготовленными к этой роли,
инфантильно-незрелыми или
чрезмерно амбициозными, впрессовывающими психическое
развитие детей в
прокрустово ложе своих честолюбивых планов и надежд. Нельзя
сбрасывать со
счетов отражение в развитии
детей личностных проблем родителей,
обусловленных ускорением темпа современной жизни,
ее урбанизацией и
технократизацией, наряду с постоянно повышающейся
ответственностью и
жесткостью социальных ролевых предписаний, усложнением и
обезличенностью
межличностных отношений,
неблагоприятными тенденциями
в
социально-психологической динамике развития
семьи: снижением ее
стабильности, рождаемости при одностороннем
доминировании матери, ее
чрезмерной загруженности и невротизации. Небезразличны
для психического
развития детей и недостаток нравственно-этических
начал в отношениях
окружающих взрослых, психопатическое прорастание
личности у некоторых
современных женщин, низкая социально-психологическая
культура общения,
отсутствие доступной, эффективной и
своевременной психологической и
психотерапевтической помощи.
Истоки многих родительских
проблем в настоящем находятся в
прародительской семье, в тех особенностях отношений и воспитания,
которые
оказали неблагоприятное воздействие на формирование характера
и личности
родителей и осложнили их последующие отношения в
браке. Из личностных
особенностей выделяются авторитарные черты у бабушки по материнской
линии
вместе с гиперсоциальной направленностью личности и высокой
тревожностью.
Одностороннее воспитание с ее стороны и диктат в семье приходят в контраст с
большей похожестью дочерей на отца, роль в семье которого явно недостаточна,
как и эмоциональный контакт с детьми. У
будущего супруга подчеркнута
невротическая зависимость от матери в детстве и в
последующие годы при
недостаточном влиянии или отсутствии отца в семье. В
результате мы видим
избыточность женского влияния в противовес недостаточности мужского, а также
невротическое взаимодополнение в браке, когда
супруг проецирует свою
привязанность к матери на супругу, а последняя выполняет в отношениях с
ним
нереализованную любовь к отцу. Подобные невротические заостренные
ожидания
вступают в противоречие с реальным контрастом
темперамента и характера
супругов, создавая исходную диспозицию в их отношениях. Более отчетливо
она
начинает звучать после рождения ребенка, воспитание
которого становится
главным источником семейных разногласий. И, помимо
них, психологические
стрессы, испытываемые родителями, означают
кризисы их личностного
самосознания, попытки найти себя и утвердить свое место в
жизни, особенно
ярко проявляемые в возрастном интервале 35-40 лет. Конфликты
в семье и
психологические кризисы являются существенными
источниками нарастания
психического напряжения у родителей,
заострения неблагоприятных черт
характера и невротизации, по крайней мере одного из них,
обычно матери,
испытывающей высокую нагрузку от совмещения семейных и
профессиональных
ролей. Таким образом, мы имеем дело с исходной психологической и клинической
отягощенностью в семье в виде неблагоприятных
личностных особенностей
родителей, конфликтной структуры отношений и невротического
заболевания у
одного из них. В большей степени это касается матерей, страдающих неврозами,
личностно более измененных и считающих отношения в семье
конфликтными. Во
всех случаях родители психопатологически изменены больше, чем
дети, что
вместе с неблагоприятно сложившимися отношениями в
семье отрицательно
отражается на воспитании и формировании их личности. Устойчивые
разногласия
между родителями означают отсутствие
способности стабилизировать
эмоциональное состояние друг друга, что способствует возникновению, в первую
очередь у матери, сначала чувства, а потом и страха одиночества. Наряду с ее
невротическим состоянием, это создает в отношениях с детьми три
характерных
феномена: постоянного беспокойства по типу протопатической,
инстинктивно
заостренной тревоги или предчувствия, что с ними обязательно что-то
должно
случиться; избыточной, переходящей возрастные потребности опеки;
стремления
образовать с детьми эмоционально обособленную диаду в семье. В свою очередь,
чем больше беспокойство и опека со стороны матери,
тем более выражено
противостояние со стороны отца, нередко использующего
контрастно другую,
жесткую тактику в отношениях с детьми или же сознательно
не принимающего
участия в воспитании. Бели родители основную часть своей энергии тратят
на
выяснение отношений друг с другом, то крайности непосредственного
обращения
с детьми могут быть не столь велики и не сопровождаться конфликтом с ними. В
противоположной ситуации перехода конфликта на
отношения с детьми их
психическое развитие находится еще в большей опасности, так как они не могут
защитить себя, да и к тому же родители непримиримо
воспринимают у детей
отрицательные, с их точки зрения, черты
характера друг друга. Тогда
аффективным фокусом низкой
психологической (характерологической)
совместимости родителей является ребенок,
положение которого особенно
неблагоприятно при его предшествующей нежеланности,
несоответствии пола
ожидаемому родителями и наличии в семье более
благополучного во многих
отношениях брата или сестры. Неблагоприятной для формирования личности детей
будет также типичная для изученных семей ситуация
инверсии родительских
ролей, когда бабушка замещает мать, которая, в свою очередь,
играет роль
отца, а последний оказывается "лишним" в семье, нередко уходя из нее.
Более
травмирующе подобная ситуация действует на мальчиков, остающихся без
защиты
отца, лишенных адекватных полу моделей
поведения и испытывающих как
чрезмерную опеку, так и неприятие в семье общих с отцами черт темперамента и
характера. Тогда они особенно подвержены страхам и неуверены в себе, как это
произошло с одним 3-летним мальчиком, просыпающимся ночью с
леденящим душу
криком: "Летит, летит". Наше предположение о том, что он видит во
сне Бабу
Ягу, подтвердилось, найдя отражение в
соответствующем рисунке. Данный
сказочный образ непроизвольно ассоциируется с угрозой разлуки
с матерью,
поскольку мальчик посещает с ясельного возраста круглосуточную
группу, не
остается один, панически боится темноты, т. е. обнаруживает возрастные,
но
усиленные семейной ситуацией страхи. В то же время
властная, возбудимая
мать, обладающая "громким голосом", грубо и "издергивающе" относится к сыну,
физически наказывая его за упрямство, а по существу - за его общую с
отцом
подвижность и стремление быть самим собой. Вся проблема в том,
что у него
нет "защитника, который справился бы с Бабой Ягой", как нет отца, изгнанного
из семьи по настоянию бабушки. Как и в других случаях, мать едва бы решилась
на развод, если бы не слепая поддержка ее родителей, скорее
исходящих из
своих односторонних установок, чем из бескорыстной любви и заботы к
внуку.
Мы воспроизвели ночной ужас в игре, где сын без обиняков сделал мать
Бабой
Ягой, а сам стал "защитником" себя. Когда после игры мы среди прочих советов
дали рекомендацию матери избегать физических наказаний, она
восприняла ее
негативно, сказав: "Да как же иначе,
ведь из него может вырасти
преступник!". Это подчеркивает, как беспокойство матери может уживаться с ее
паранойяльными установками - подозрительностью и предубеждением в
отношении
психического развития сына, являющегося для
нее нечто вроде "козла
отпущения", "вещью всегда под рукой", на которой можно постоянно
вымещать
свое настроение и агрессивные, недружелюбные чувства к бывшему
мужу. Эти
женщины способны воспитывать не будущих мужчин, а
робких, боязливых и
неуверенных в себе существ, не имеющих своего мнения, чрезмерно зависимых
и
внутренне неустойчивых, конфликтных.
Не всегда о воспитании детей
с неврозами можно говорить, как о
"неправильном"; достаточно часто оно носит "излишне
правильный" характер.
Это случаи гиперсоциальной направленности личности у
родителей, в первую
очередь у матерей, сопровождающейся
чрезмерной требовательностью и
принципиальностью в отношениях с детьми, неприятием их непосредственности
и
эмоциональности, т. е. всем тем, что обозначается нами как комплекс
Царевны
Несмеяны. Эти же "левополушарно ориентированные
родители" негибки в
обращении с детьми, чрезмерно интенсифицируют и ускоряют их интеллектуальные
возможности, проявляя одновременно много запретов и моральных
предписаний.
Подобное отношение часто встречается у родителей из
группы ИТР, излишне
рациональных и рассудочных, мыслящих, скорее, схемами
и штампами, чем
чувствами и образами. Эти матери меньшее значение
придают эмоциональным
аспектам во взаимоотношениях с детьми, охране их
внутренней, психической
среды, зато непомерно большое - вопросам престижа и карьеры,
успеху любой
ценой. Сравнявшись не всегда лучшим образом
с мужчинами в овладении
инженерной профессией, эти матери потеряли многие
из своих изначально
присущих качеств, не найдя взамен то, что могло бы быть
душевным, теплым,
непосредственным и отзывчивым началом в отношениях с детьми,
без чего их
развитие не может быть полноценным и гармоничным. В итоге, можно
сказать,
что у детей с неврозами "исчезает детство", отнятое
взрослыми, которым в
детстве не довелось испытать самим счастье быть детьми.
Неблагоприятная жизненная ситуация, в которой
происходит формирование
личности детей, несоответствие отношения родителей
психофизиологическим
возможностям и личностным особенностям, как и стечение
психотравмирующих
жизненных обстоятельств в целом,
является источником постоянного
психического напряжения, переживаний неразрешимого конфликта,
стрессовым
фактором в психическом развитии. Тем более, что последнее и
само по себе
отличается определенным своеобразием,
возрастной неустойчивостью
темперамента, правополушарной
дифференциацией, конституционально
обусловленной ослабленностью некоторых систем организма.
Психическая травматизация и
блокирование эмоций - два фактора,
патологически возбуждающих и одновременно тормозящих
активность ведущего,
правого, полушария, что дополняется
"левосторонним", рационально
перегружающим левое полушарие воспитанием. Тогда отрицательные эмоции, в том
числе беспокойство и страхи, продуцируемые правым полушарием, при отсутствии
возможности их отреагирования перерабатываются в левом в тревогу, навязчивые
опасения и сомнения, т. е. в
тревожно-мнительный тип реагирования.
Последующий депрессивный сдвиг настроения у детей с неврозами
- результат
нарастающего торможения правого полушария с гипертрофированной,
измененной
активностью левого, что объясняет
развитие болезненно заостренной
совестливости, принципиальности, чувства долга, обязанности
и трудности
компромиссов, наряду с появлением тревожной мнительности и тормозимых черт в
характере.
Каждый возраст по-своему чувствителен
к некоторым сторонам отношения
родителей. Так, в преддошкольном
возрасте особой психотравмирующей
значимостью обладает разлука с
матерью, препятствующая формированию
адекватного чувства привязанности и связанная прежде всего с
помещением в
ясли. В этом же возрасте патогенно значима
борьба с темпераментом и
упрямством детей, формирующимся чувством "я". В младшем дошкольном
возрасте
особой уязвимостью обладает чувство любви и эмоциональное развитие в
целом,
легко повреждаемые в ситуации семейного
конфликта, появления сибса,
чрезмерной строгости и принципиальности в
обращении с детьми. Пик
потребности в любви у 4-летних детей часто не совпадает с ответным
чувством
любви у матери, запаздывающей с его проявлением.
Если до 5 лет наиболее повреждаемыми
психическими структурами будут
активно развивающиеся в этом возрасте эмоции и темперамент, то в последующем
на первый план выходит личность при сохранении возможности
неблагоприятного
воздействия на характер.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) травмирующе
действуют уход отца
из семьи (для мальчиков); отсутствие адекватной
модели идентификации с
родителем того же пола, опять же чаще у
мальчиков, что осложняет их
взаимодействие со сверстниками; изоляция от общения с
ними посредством
навязываемого контакта со взрослыми; чрезмерная опека и тревога
родителей,
усиливающие возрастные страхи у детей, подрывающие их уверенность в себе.
В младшем школьном возрасте
повышенная чувствительность будет в
отношении школьных успехов,
интеллектуальной нагрузки, чувства
ответственности, которое не может оправдать ребенок. В подростковом возрасте
чувствительными зонами будут такие
личностные характеристики, как
самосознание и самоуважение, психическая интеграция, интересы и увлечения.
В итоге, преобладающими патогенными
сторонами отношения родителей в
дошкольном возрасте детей являются недостаточная эмоциональная отзывчивость,
блокирование эмоций, чувства "я" и темперамента, излишне ранняя социализация
и чрезмерный уровень моральных ограничений и запретов. В школьном
возрасте
большее значение приобретают недоверие к
возможностям детей, избыток
контроля за уроками, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках.
Появление в этих условиях
травмирующего жизненного опыта и
нервно-психического напряжения становится особенно заметным при
отсутствии
возможности своевременного отреагирования детьми отрицательных
эмоций и
наличия неограниченных подобных возможностей у родителей. Здесь
срабатывает
эффект "парового котла", взрывающегося рано или
поздно при неуклонном
повышении давления и отсутствии клапана для
его уменьшения. Подобным
критическим значением "последней капли",
"толчка", "срыва ВНД" в
классическом понимании обладает остро действующая
психическая травма,
декомпенсирующая уже ослабленные силы организма, еще больше изменяющая
его
реактивность. Вместе с предшествующим высоким уровнем
нервно-психического
напряжения это приводит к психогенному заболеванию формирующейся личности
-
неврозу. Длительности его течения способствуют
неадекватная реакция со
стороны родителей не способных понять истоки заболевания и перестроить
свои
ригидно застывшие отношения, а также заостренная личностная реакция детей
в
ответ на прогрессирующие затруднения в осуществлении значимых целей.
Тогда
жизнь для детей с неврозом может представлять сплошную драму со все
более
трагическим финалом, где нет антрактов и где единственно "чуткими" зрителями
являются они сами. Аффективно заостренные личностные проблемы при неврозах -
это проблемы поиска своего "я", своего лица и места в жизни.
Неразрешимость
этих попыток порождает с возрастом постоянное чувство
неудовлетворенности
собой и беспокойство, нередко переходящие в пессимизм, отчаяние,
состояние
безысходности и психологического надлома, неверия в свои
силы. Отражение
этого мы видим у взрослых, не выдерживающих жизненные
трудности и легко
устающих, не приспособленных в браке и часто разочаровывающихся,
остающихся
в душе капризным, своевольным, ранимым, обидчивым боязливым и не
способным
постоять за себя ребенком.
К настоящему времени диагностика неврозов у детей
явно несовершенна и
нуждается в своем совершенствовании, если мы хотим не на словах, а
на деле
претворить в жизнь лозунг: "Здоровье человека закладывается в детстве". Одни
специалисты относят к неврозам все
клинические формы психомоторных
нарушений: тики, заикание, энурез, что в корне неверно. Другие зачисляют
их
в неврозоподобные расстройства, что
также не всегда соответствует
действительности. Истина где-то посредине, но,
чтобы установить ее и
правильно диагностировать неврозы в целом, в
том числе осложненные
психомоторными нарушениями, требуются специальная,
психоневрологическая
квалификация врачей и особые
условия приема. Психоневрологическая
квалификация включает психиатрическую, неврологическую,
психологическую и
психотерапевтическую подготовку, а также стажировку в течение года в
одном
из практических учреждений. Особые условия - это направленный прием
больных
с неврозами, отсеваемых с общего
приема или направляемых другими
специалистами. Соответственно, этим больньм должно быть выделено в
один из
дней большее время, так как необходимо
достаточно подробно опросить
родителей и использовать психологические приемы диагностики. Соответственно,
к имеющимся врачебным специальностям следует
добавить и специальность
детского врача-психоневролога с предоставлением
ему права работы в
поликлиниках, больницах и санаториях из
расчета минимум 1 врач в
амбулаторной и 1 врач в больничной сети на 300 тысяч детского и
взрослого
населения. Следует пойти и
на создание специализированных
психотерапевтических центров по лечению неврозов у детей в больших
городах
из расчета минимум 3-4 врача и 1 психолог на миллион
жителей. Создание
направленной психоневрологической
службы и
профильных
лечебно-диагностических центров даст возможность получения более достоверной
статистической информации о неврозах, организовать своевременное
лечение и
разгрузить приемы невропатологов и психиатров, обеспечив
их адекватную
направленность. Относительно небольшие затраты будут
возмещены, поскольку
психотерапия как ведущий метод лечения неврозов
позволяет купировать их
длительное, многолетнее течение и
предотвратить как неблагоприятные
изменения характера и личности у подростков, так и невротизацию
взрослых.
Своевременная психотерапия позволяет также уменьшить несоразмеримо
большие
затраты на оплату родителям больничных листов и пропуски работы по
справкам
- уходу за часто болеющими соматическими заболеваниями детьми с
неврозами.
Так, наши данные показывают значительное
(в 2-3 раза) уменьшение
заболеваемости детей с неврозами после прохождения
курса психотерапии
(дополненной медикаментозной терапией). Посредством семейно
ориентированной
психотерапии удается предотвратить кризисные ситуации
в супружеских и
родительских отношениях и этим избежать развода, угроза которого
достаточно
часто встречается в рассматриваемых семьях. Не следует забывать и о том, что
появление второго ребенка в семье, если первый длительно болеет неврозом,
-
маловероятно, так как родители опасаются
повторения нервно-психической
патологии. Наоборот, при своевременном и
эффективном лечении первенца
увеличивается вероятность, как показывают наши наблюдения, рождения
вторых
детей.
Актуальной и не терпящей отлагательства является
разработка общесоюзной
Программы психического здоровья детей, где был бы намечен
конкретный ряд
мероприятий по ранней профилактике, диагностике
и лечению неврозов.
Необходимо усилить на современном этапе и патронаж
неблагополучных семей,
помощь семьям с детьми до 3 лет за счет резкого сокращения числа яслей,
как
и психопрофилактическую работу с будущими родителями. Начинать ее следует
в
школе в рамках курса "Этика и
психология семейной жизни". Создание
психоневрологической службы необходимо подкрепить увеличением
активности
санитарно-просветительной работы с привлечением средств массовой информации,
выпуском профильного журнала и большего количества книг по данной теме. |