ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неврозы в детском возрасте являются
клинико-психологическим выражением
проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и
детей. В этих
поколениях происходят
относительное уменьшение
выраженности
характерологических изменений, в наибольшей
мере представленных в
прародительской семье, и увеличение невротических,
эмоциональных в своей
основе и психогенных по своему происхождению изменений
личности. Центром
перекреста характерологических и невротических изменений в
семье являются
родители детей с неврозами.
Изменения личности у родителей предшествуют
развитию невроза у детей,
способствуя возникновению конфликтных отношений в семье
и неблагоприятно
отражаясь на их воспитании. В связи с
этим выделяются эгоцентризм,
затрудняющий принятие ребенка и его индивидуальности и эмпатический
контакт
с ним в дальнейшем; тревожность, лежащая в основе
гиперопеки; внутренняя
конфликтность, осложняющая отношения в
семье; а также излишняя
принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с
детьми.
Главным патогенным аспектом отношения
родителей является то, что они
непроизвольно используют детей для разрешения своих личностных
проблем и
кризисных ситуаций в семье. Здесь и одностороннее
привязывание ребенка к
себе, предотвращающее страх одиночества, и конфликтное неприятие в нем
черт
темперамента и характера другого родителя, гиперопека, уменьшающая
чувство
беспокойства, эффективность в обращении с детьми, разряжающая
эмоциональное
напряжение родителей.
Особое значение приобретает
паранойяльный настрой родителей, имеющий
своими предпосылками авторитарные черты личности прародителей (в основном
у
бабушки ребенка по линии матери) и общие с прародителями гиперсоциализацию,
сензитивность, тревожность. Если гиперсоциализация и сензитивность в той или
иной мере присущи обоим родителям, то тревожность - преимущественно
матери,
отцу же более свойственна
мнительность. Вместе это образует
тревожно-мнительную констелляцию черт характера родителей.
В плане воспитания авторитарность прародителей
сказывается у родителей
безоговорочным навязыванием своего мнения, гиперсоциализация -
чрезмерной
принципиальностью в отношениях с детьми, сензитивность -
склонностью к
образованию рудиментарных идей отношения
в виде недоверчивости и
настороженности к собственному опыту ребенка, к влиянию на него
сверстников
и воспитателей, повышенной обидчивости во взаимоотношениях с ним, ревности к
вниманию другого родителя. Тревожность
звучит в защите ребенка от
невротически воображаемых опасностей, мнительность - в ритуально-педантичном
предопределении его образа жизни. Чем выше тревожность матерей
и чем они
старше по возрасту, тем больше тревожность у детей, клинически
проявляемая
неврозом страха и неврозом навязчивых
состояний. В то же время
пунктуальность и педантичность отцов коррелируют со степенью выраженности
У
детей психомоторных расстройств (в первую очередь навязчивых тиков).
Невротическая, большей частью тревожная, основа
паранойяльного настроя
мотивирована травмирующим жизненным опытом родителей в
прошлом, низкой
степенью их самопринятия в настоящем и стремлением предотвратить
подобный
опыт у ребенка в будущем. В
итоге паранойяльный настрой родителей
представляет собой не только характерологическое,
но и невротическое
образование в их личности, являясь сплавом этих образований в изученных нами
трех поколениях семьи.
Основная патогенная роль паранойяльного настроя
родителей заключается в
недоверии к возможностям ребенка, его опыту формирования "я", что приводит к
непринятию его индивидуальности, несоответствию
требований и ожиданий
родителей реальным возможностям детей, их возрастным потребностям,
наиболее
адекватному для них ритму и темпу психического
развития. Недоверие к
формирующемуся опыту детей, непринятие их индивидуальности и
несоответствие
воспитания возрастным возможностям и потребностям
развития вместе с
конфликтными отношениями в семье
представляют собой главные
психотравмирующие аспекты существования детей в семье.
Навязывание родителями своей
характерологически и невротически
измененной "я-концепции" и возникающий вследствие этого внутренний
конфликт
у детей составляет сущность психогенного механизма происхождения их невроза,
когда они воспринимают навязываемый опыт как
неестественный для них,
несовместимый с возможностями и потребностями развития и
отличающийся от
норм общения, принятых среди сверстников,
т. е. от "я-образа" -
представления о себе, с точки зрения других.
Навязанный и тем более
внушенный опыт не может быть отторгнут усилием воли. Его можно пережить или,
как это происходит в изучаемых нами случаях, переболеть
им, когда он,
подобно инородному телу, может быть
отторгнут посредством невроза,
выражением чего является аффект - эмоциональное расстройство.
В психологическом отношении невроз -
парадоксальное средство решения
проблем, реактивно-защитный способ их переработки, неосознаваемая
попытка
избавиться от них и обрести душевное равновесие.
Неосуществимость такой
попытки порождает пессимизм, неверие в свои силы и
личностный регресс.
Вместо присущих детям доверчивости,
наивности и непосредственности
развиваются недоверчивость, настороженность и страх, представляющие
собой
неадекватную форму приспособления к
действительности, основу для
тревожно-мнительного и паранойяльно-защитного развития
их личности и
создающие среди сверстников мнение о таких детях как о "недотрогах".
Итак, психогенные изменения формирующейся
личности детей обусловлены
неудачно и драматически переживаемым опытом
межличностных отношений,
отсутствием возможности создания приемлемой "я-концепции" с
вытекающей из
этого неустойчивостью
самооценки, болезненно-чувствительным,
эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным "я". Подобный
психогенно
искаженный образ "я" отличается от сложившегося образа
"я", идеального
стандарта и стандарта культуры и
свидетельствует о невротической
дезинтеграции процесса формирования личности ребенка,
его маргинальной,
противоречивой внутренней позиции.
Невротическая дезинтеграция "я"
переживается вначале как невозможность
соответствовать требованиям и
ожиданиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем
-
как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.
Неразрешимый
характер этого внутреннего противоречия как источник постоянной
аффективной
напряженности и беспокойства декомпенсирует защитные
силы организма, его
активность и жизненный тонус. В этих
условиях нарастает аффективная
непереносимость сложных жизненных ситуаций, обусловленная
психотравмирующим
жизненным опытом, беспокойством и страхом изменения "я"
и проявляющаяся
тревожно-мнительным, аффективно-нетерпеливым и
защитно-эгоцентрическим
стереотипом личностного реагирования.
В результате невроз как
болезненно-защитная форма реагирования на
аффективно переживаемые и неразрешимые проблемы
развития, выражения и
признания своего "я" снижает творческий, эмпатический
потенциал личности,
осложняет адаптацию среди сверстников и затрудняет
дальнейшее принятие
ролей.
Ключевыми вопросами патогенеза являются
тесно связанные между собой
паранойяльный настрой родителей, страх изменения "я" у детей и
неразрешимая
для них проблема "быть собой среди других".
Если паранойяльный настрой
родителей проявляется недоверием к детям, то
следствием этого будет
недоверие детей к себе, выражающееся
неуверенностью в своих силах и
возможностях. Неверие в себя, иначе низкий уровень самопринятия,
порождает
недоверие к другим, к новому опыту, неспособность к переменам, что
находит
свое отражение в страхе изменения "я". Недоверие к себе
(неуверенность) и
недоверие к другим (страх изменения "я") создают неразрешимую для
личности
проблему "быть собой среди других".
Основанная на патогенезе
неврозов психотерапия направлена на
восстановление и укрепление психического единства
личности в процессе
семейной, индивидуальной и групповой психотерапии.
Задача семейной
психотерапии заключается в
восстановлении
функционального единства семьи посредством
нормализации отношений и
психического здоровья ее членов. В первую очередь это относится к родителям,
психотерапия у которых проводится одновременно с
психотерапией у детей.
Вместе с формированием оптимального настроя родителей на лечение, изменением
их взглядов на воспитание и сотрудничеством с врачом
в разрешении ряда
семейных проблем это создает необходимые предпосылки для психотерапии детей.
Задача индивидуальной психотерапии состоит
в достижении психического
единства и актуализации возможностей развития
посредством перестройки
отношений, разрешения внутреннего конфликта,
устранения блокирующих
личностное развитие страха изменения
"я", неуверенности в себе и
болезненного перенапряжения психофизиологических
ресурсов организма.
Действенность психотерапевтического вмешательства,
включая внушение,
объясняется принципиально обратимым характером невротических
расстройств,
когда усиление здорового "я", адаптивных систем
организма в процессе
психотерапии сопровождается ослаблением и отторжением
болезненного "я",
клинических проявлений невроза, укрепляя тем самым ядро
личности и ее
психическое единство. Интеграции "я" способствует доверие врача и
родителей
к больному. Вместе с улучшением самочувствия это развивает доверие к себе
и
отзывчивость к другим, что создает веру в себя, выражаемую
уверенностью в
своих силах и возможностях, решительностью в
действиях. В результате
индивидуальной психотерапии развивается умение контролировать
чувства и
владеть собой.
Необходимым условием для проведения
групповой психотерапии является
позитивная динамика личностных изменений при
индивидуальной психотерапии
ввиду улучшения нервно-психического состояния больного, в
первую очередь
уменьшения возбудимости, астении и психомоторных расстройств, разрешения
в
основных чертах внутреннего конфликта, развития доверия к себе и уверенности
в своих силах. Задача групповой психотерапии
заключается в укреплении
психического единства личности посредством
нормализации межличностных
отношений. Обучающей моделью адаптивного
взаимодействия служит сама
психотерапевтическая группа, состоящая вначале из сверстников,
а затем из
сверстников и взрослых.
В рассматриваемом значении психотерапия означает не
возврат к прошлому,
а свободу от его посягательств
на настоящее и будущее снятием
зафиксированных в прошлом опыте страхов и тревог,
уверенность в себе и
одновременно в своей способности соответствовать другим, быть среди
них. В
этом плане особое значение приобретает коррекция недоверия родителей к детям
(в процессе семейной психотерапии), недоверия детей к
себе (в процессе
индивидуальной психотерапии), недоверия к другим,
выражаемого страхом
изменения "я" в процессе групповой психотерапии, что приводит к
разрешению
личностной проблемы "быть собой среди других".
Таким образом, семейная,
индивидуальная и групповая психотерапия
представляет стадии единого, системно понимаемого
психотерапевтического
процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства
личности посредством нормализации отношений в семье (семейная психотерапия),
разрешения внутреннего конфликта (индивидуальная психотерапия) и налаживания
отношений со сверстниками
(групповая психотерапия). Итогом
психотерапевтического процесса является
нормализация психического
функционирования и актуализация возможностей
личностного развития в
социальном контексте отношений.
Без оказания соответствующей
психотерапевтической помощи психогенные
нарушения в формировании личности
детей становятся устойчивыми,
эгоцентрически заостренными и тормозимыми
чертами характера, что
способствует появлению у них в дальнейшем
под влиянием тех или иных
жизненных трудностей аффективно неразрешимых проблем
общения и понимания
других людей, которые, в свою очередь, могут
оказывать неблагоприятное
воздействие на взаимопонимание в браке и воспитание детей. Разорвать
этот
замкнутый круг можно
только широким комплексом
социальных,
медико-педагогических, психопрофилактических
и психотерапевтических
мероприятий, включая дальнейшее развитие специализированной Службы семьи
и
организацию направленной психотерапевтической помощи детям и подросткам. |