Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил:
«Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади»
Современная отечественная система охраны здоровья граждан и организация
медицинской помощи, как важнейший элемент системы, находятся в состоянии
затяжного кризиса. Показатели здоровья народа ухудшаются. Обостряются проблемы
доступности, качества и безопасности медицинской помощи. Хроническое, в течение
более чем двадцати лет, неблагополучие отрасли здравоохранения перерастает в
серьезную социальную проблему.
Несмотря на быстрый переход к рыночной экономике и многолетние реформы в
различных секторах производства товаров и услуг, отечественная система
здравоохранения практически не менялась, поскольку продолжается сохраняться
дисбаланс в сторону стационарного лечения, снижения значимости
амбулаторно-поликлинической помощи, сохраняется избыток врачей-специалистов и
недостаток врачей общей практики. В условиях низких официальных доходов
медицинских работников, наблюдается рост неформальных платежей населения за
медицинские услуги.
Возможно, что внедряемые в практику отечественного здравоохранения
заимствованные из разных исторических периодов экономически развитых стран
технологии организации медицинской помощи населению, найдут свое место и будут
успешно реализованы. Но, реформируя отрасль здравоохранения нельзя не учитывать
ее особенностей, определяемых логикой развития всей системы производственных
отношений в новой России. К ним следует отнести:
исторические, климатические и географические условия существования
российского государства, требующие большей, чем в экономически развитых странах
централизации ресурсов;
отсутствие традиций частной собственности и в здравоохранении;
отсутствие исторического опыта построения частных практик и устоявшаяся
потребность населения в общественном секторе здравоохранения;
монопольная структура сети лечебных учреждений.
Важнейшее условие эффективности реформ ─ создание конкурентной среды в сфере
производства медицинских услуг при сохранении базовых государственных гарантий.
Именно с точки зрения особенностей отечественной
системы здравоохранения следует рассматривать продолжающиеся без позитивных
результатов многолетние реформы, поскольку последние не опираются на поддержку
широких слоев медицинских кадров.
Многие годы в первичном звене отечественного здравоохранения ощущается острая
нехватка кадров, в том числе и из-за непривлекательности работы в амбулаторных
условиях для выпускников медицинских вузов и колледжей. Нехватка участковых
врачей (физических лиц) и значительного числа среднего медицинского персонала в
ЛПУ уже привело к серьезному кризису.
Врачам постоянно приходится выполнять ту работу, которая традиционно
предназначалась для медсестер. Вследствие нехватки младших медицинских
сестер/санитарок и другого вспомогательного персонала медсестры вынуждены
выполнять работы по уборке помещений и другие виды неквалифицированных работ.
Дефицит врачей, занятых в сфере первичного здравоохранения, приводит к излишней
специализации медицинской помощи и ее несвоевременному оказанию. Предотвращение
болезней, особенно неинфекционных, почти не осуществляется, и практически нет
обученного персонала и учреждений, которые бы занимались профилактикой. Другие
действия, направленные на улучшения здоровья населения, так же не выполняются
или выполняются плохо.
Неоднозначным и весьма спорным с точки зрения многих практикующих врачей
является один из главных тезисов реформ ─ повсеместное внедрение технологии
врача общей (семейной) практики и перевод значительной части медицинских услуг
из стационарного в амбулаторный сектор. И, хотя нельзя не согласиться с
разработчиками реформ о неуправляемых потоках пациентов в системе
здравоохранения, однако внедрение в ЛПУ ПМСП фигуры семейного врача приведет к
разрушению мощной, некогда признанной эталонной системы педиатрической помощи.
И, наконец, следует указать на одну из основных проблем, связанных с
управлением кадровых ресурсов отрасли, ─ дисбаланс в соотношении узких
специалистов, врачей, работающих в стационарах, и медицинских работников,
занятых в сфере первичного медицинского обслуживания, а так же низкий уровень
соотношения должностей медсестер к врачебным должностям.
Эффективные реформы затруднены вследствие накопленных проблем в медицинских
образовательных учреждениях, нечеткого распределения обязанностей между
различными органами управления и преобладания клиницистов на руководящих постах
в отрасли здравоохранения. Дополняет вышеуказанное, размытые представления
механизмов реализации реформ отрасли значительной частью медицинских работников.
Но, самая главная проблема отрасли ─ это состояние
кадровых ресурсов.
В рыночных условиях, когда в основе любой деятельности лежит получение
максимальной прибыли, очень легко скатиться к формированию искаженной морали в
профессиональной врачебной среде, что отражается на снижении уровня
самоконтроля, грубость и агрессию некоторых врачей. Другим деструктивным
процессом является деинтеллектуализация, который превращает врача в
ремесленника, неспособного к самообразованию. И, наконец, этический нигилизм
некоторых врачей, сопровождающийся отрицанием общепринятых норм поведения,
фетишизацией превосходства собственной воли над волей пациента.
Сегодня реальным фактом является формирование профессиональных преступлений
во врачебной среде в виде бизнеса по торговле донорскими органами, трупами,
манипуляции сознанием за деньги, взяточничество и т.п. Кризис состояния кадровых
ресурсов в отрасли поддерживается авторитарным стилем управления большинства ЛПУ
региона, что порождает преобладание наказаний над поощрениями,
деинтеллектуализацию и демотивацию медицинского персонала. Усугубляет кадровый
кризис отрасли здравоохранения острый дефицит квалифицированных медицинских
кадров, и, прежде всего, врачей, подготовка которых в настоящее время в России
весьма далека от идеальной.
В этой связи следует отметить, что наше государство подписало Болонскую
конвенцию только в сентябре 2003 г. Планировалось, что к 2010 г. система
образования в России будет приведена в соответствие с европейскими стандартами.
До тех пор степени бакалавра, магистра и доктора философии (PhD), не
планировалось официально признавать. Реформирование медицинского образования еще
более затруднено по причине серьезных различий в сравнении с западными
вариантами и препятствиями системного характера.
Проблемы движения отечественного медицинского образования в рамках реализации
Болонского процесса в значительной части формируются искусственно, поскольку
создание единого образовательного пространства в Европе грозит нашей стране
потерей значительной части потенциальных студентов и выпускников вузов,
поскольку уровень качества отечественного медицинского образования сегодня
значительно отстает от среднеевропейского. И если Россия не мобилизуется, не
найдет свой путь в Болонском процессе, не сформулирует основные программные
позиции, не найдет средств на реформирование медицинского образования и не
начнет идти путем реформ, то придется констатировать факт выхода за пределы
единого образовательного пространства.
Реформы в российском высшем медицинском образовании должны быть направлены не
на кардинальное изменение системы высшего медицинского образования по образцу,
например, Франции или Голландии, а на изучение их
опыта довузовской подготовки с целью повышения общеобразовательной
подготовки поступающих в медицинские вузы, сближения с Европейской
концепций образования. Система медицинского образование в России требует не
революционных преобразований, а эволюционных движений в виде вложения
дополнительных средств в материальное оснащение медицинских вузов, внедрение
современных технологий производства образовательных услуг и создание
университетских клиник, как необходимый атрибут формирования образовательного
стандарта.