Новости медицины / Медтехника и технологии | Опубликовано 15-07-2003

Медтехника и технологии

Светящиеся клетки спасут от биотеррористов

Сенсоры, которые зажигаются в течение нескольких секунд после контакта с опасными вирусами или бактериями, должны помочь специалистам по чрезвычайным ситуациям быстро определять любое биологическое оружие, утверждают ученые.

В материалах, опубликованных на прошлой неделе специалистами Массачусетского технологического института в журнале Science, говорится о разработке клеток, способных к распознаванию и идентификации биологического оружия, распространяемого через письма, воздух или воду.

Система использует В-лимфоциты мышей, или белые кровяные тельца, в которые включены гены медуз для выработки люминесцентного белка и антитела для реакции на определенные болезни. Когда антитела на сенсорах клетки обнаруживают патогенную зону, они вызывают взрыв кальция в В-клетках. В течение нескольких секунд кальций активирует люминесцентный протеин, и клетка начинает светиться. Этот сигнал оповещает об опасности исследуемого образца. Для пользования системой не требуется специального обучения, в отличие от современных лабораторных методов определения зараженности предметов.

Разработка финансировалась Управлением перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA) и прошла успешные испытания на всех известных возбудителях болезней, которые могут использоваться в биологическом оружии. Время определения зараженности составляет от 30 секунд до 3 минут. Сами клетки располагаются в модуле, оснащенном световыми датчиками, которые передают сигнал об изменениях на ноутбук или измерительное устройство. Такой прибор позволяет проверять подозрительные образцы, в том числе еду и воду, прямо в аэропортах, зданиях или на дорогах, не ожидая лабораторного заключения.

Впрочем, устройство может оказаться полезным и в кабинете врача для определения простудных заболеваний, например, вируса атипичной пневмонии. Университет планирует начать лицензирование новой технологии для массового производства, чтобы действующие системы могли разрабатываться для широкого пользования.

Напомним, что ДНК медузы уже использовала тайваньская компания Taikong для создания аквариумных рыбок ТК-1, которые светятся в темноте таинственным желтовато-зеленым светом - цель не столь благородная, как у американских ученых, зато достаточно прибыльная. Компания вскоре планирует увеличить объем производства до 100 тыс. рыбок в месяц, при том, что стоимость генетически модифицированной "ночной жемчужины" - $17, и рыбка не способна к размножению.

Источник: Solvay-pharma.ru