Консолидация медицинского и фармацевтического сообществ играет ключевую роль в эффективном развитии культуры ответственного отношения к здоровью
21 июля прошел приуроченный к Международному дню заботы о здоровье круглый стол «Развитие культуры ответственного отношения к здоровью в России». Организатором мероприятия выступила Ассоциация индустрии товаров для здоровья совместно с «Фармацевтическим вестником» и «Медицинским вестником».
Как показывает Исследование экономического и социального влияния концепции
ответственного отношения к здоровью (Global Economic and Social Value Study),
проведенное Global Self-care Federation в 155 странах, включая Россию, внедрение
практик ответственного отношения к здоровью (self-care) позволяет сократить
нагрузку на первичное звено системы здравоохранения, снизить расходы
государственных бюджетов и домохозяйств, повысить качество жизни населения. В
частности, соответствующие решения дают национальным системам здравоохранения
совокупную экономию почти в 119 млрд долларов.
Актуальность развития культуры ответственного отношения к здоровью
объясняется рядом факторов, среди которых старение населения, рост количества
хронических неинфекционных заболеваний, растущий интерес к личному благополучию,
а также увеличение нагрузки на систему здравоохранения, усиленное на фоне
пандемии COVID-19. Участники круглого стола сошлись во мнении, что для
эффективного внедрения и распространения концепции важно создание среды, в
которой население обладает необходимыми знаниями, навыками и поддержкой со
стороны работников здравоохранения (врачей, фармацевтов, провизоров) для того,
чтобы осознанно принимать решения, связанные со своим здоровьем.
«Концепция ответственного отношения к здоровью очень актуальна для России.
Наши граждане слишком часто пренебрегают врачебной помощью и склонны выбирать
лечение без консультации с квалифицированным профессионалом даже в ситуациях,
когда это совсем неправильно. По данным ВЦИОМ, 60% россиян заявляют, что
зачастую не обращаются к врачу при плохом самочувствии. Конечно, причинами могут
быть и объективные проблемы с доступностью помощи, и недоверие к системе
здравоохранения, и отсутствие времени для визита в медицинскую организацию. Но
очень велика доля тех, кто в вопросах своего здоровья склонен полагаться на
информацию из интернета или советы знакомых. Это означает, что нам крайне важно
создавать условия для того, чтобы те пациенты, которые не пришли к врачу при
легком недомогании, тем не менее могли получить адекватную помощь. Очевидно, что
в таких условиях повышается роль фармацевтов, которые могут дать
квалифицированный совет относительно безопасных и эффективных безрецептурных
препаратов. Потенциал более глубокой интеграции в систему здравоохранения
специалистов аптечного сегмента очень высок, однако пока недооценен. Расширение
их консультативного функционала, наряду с образовательной и информационной
поддержкой наших пациентов, может существенно повысить безопасность тех, кто не
всегда консультируется с медицинским работником по вопросам лечения, помочь
вовремя выявлять риски, требующие незамедлительного обращения к врачу, и в конце
концов повысить вовлеченность пациентов в процесс поддержания здоровья. А это и
есть главная цель концепции ответственного отношения к здоровью, которой нам так
не хватает в нашей системе здравоохранения», – Лариса Попович, директор
института экономики здравоохранения, НИУ Высшая школа экономики.
На сегодняшний день существует необходимость в повышении уровня грамотности
населения в вопросах здоровья. Как показало исследование, проведенное ФГБУ
«Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической
медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации в трех регионах
России, около 40% жителей страны не обладают в этом контексте приемлемым уровнем
знаний.
«Ответственное отношение к собственному здоровью – важнейшее условие
увеличения продолжительности здоровой жизни. Это понятие в первую очередь
ассоциируется с ведением здорового образа жизни. И это действительно важнейшая
составляющая концепции. Однако далеко не единственная. Необходимо также
контролировать состояние своего здоровья, в том числе своевременно проходить
диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры, а также при
необходимости обращаться за медицинской помощью. Для того чтобы понимать, когда
достаточно консультации фармацевта, а когда требуется помощь врача, необходимо
повышать уровень грамотности в вопросах здоровья, объяснять населению, как
правильно работать с информацией. Концепция ответственного отношения к здоровью
обладает огромным потенциалом, но ее нужно внедрять в сознание людей с раннего
возраста. Ведь чем старше мы становимся, тем сложнее нам воспринимать все новое.
Поэтому у людей с детства должно формироваться понимание о том, что их здоровье
– это их ответственность», – Анна Концевая, заместитель директора по научной и
аналитической работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр
терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
При этом зачастую потребители получают информацию о профилактике, диагностике
и лечении заболеваний не от медицинских работников, а из непроверенных
источников, среди которых интернет, советы знакомых и другие. Как показал опрос,
проведенный совместно Ассоциацией индустрии товаров для здоровья и сервисом «Яндекс.Маркет»
в мае 2022 года, только 39% респондентов при выборе лекарств обращаются к врачу
или к фармацевту. Почти столько же (38%) опрошенных вовсе не ищут помощи,
остальные находят ее в альтернативных источниках.
«Хорошая новость в том, что в основном потребители относятся к информации,
полученной в интернете, в меру критически. Более того, наши наблюдения
показывают, что в последнее время поисковые запросы пользователей на тему
здоровья становятся, если можно так выразиться, более «квалифицированными». Люди
чаще изучают инструкции к препаратам и стараются разобраться в сути своего
состояния», – Максим Агарев, руководитель GR-проектов, «Яндекс».
По словам экспертов, крайне важно, чтобы количество безрецептурных
препаратов, которые потребители могут приобрести без обращения к врачу, не
уменьшалось. В противном случае нагрузка на первичное звено здравоохранения
может достичь чрезвычайного уровня, что приведет к снижению качества медицинской
помощи. Вторым последствием может стать сокращение доступности необходимых
препаратов, применяемых при легких недомоганиях.
«Россия – большая страна, и доступность медицинской помощи неодинакова. Даже
в мегаполисах система получения медицинской консультации устроена таким образом,
что попасть к врачу бывает крайне непросто. А в небольших населенных пунктах это
еще более ощутимая проблема. Поэтому иногда люди просто вынуждены принимать
решения относительно своего здоровья без консультации с врачом. Очень важно,
чтобы в случае легкого недомогания потребители могли получить помощь, даже если
у них нет возможности обратиться к медицинскому работнику», – Анатолий
Стремоухов, заведующий кафедрой общей врачебной практики и поликлинической
терапии ФГБОУ ДПО «Российская академия непрерывного профессионального
образования, д.м.н., профессор.
Наиболее доступным источником достоверной информации о здоровье является
фармацевтический работник. В связи с этим в рамках развития концепции
ответственного отношения к здоровью особая роль уделяется расширению практики
фармацевтического консультирования. Фармработники могут взять на себя часть
нагрузки, которая ложится на врачей, и предоставлять квалифицированную
консультацию потребителям.
Однако в России понимание роли фармацевтического работника в системе
здравоохранения на сегодняшний день довольно размыто. Вопрос престижа профессии
является достаточно болезненным. Опросы фармацевтических специалистов
показывают, что они серьезно относятся к своему образованию и хотят помогать
людям. Но из-за того, что сегодня большинство препаратов доступно в виде готовых
лекарственных форм и для аптечного производства остается очень ограниченное
применение, многие фармацевтические специалисты чувствуют, что их профессия
сводится к работе обычных продавцов.
«Тесное взаимоотношение фармацевтических и медицинских работников и более
глубокое погружение аптечных организаций в систему здравоохранения позволили бы
значительно улучшить качество жизни населения и привести к ощутимой
экономической выгоде. На сегодняшний день в России не хватает норм, стандартов,
которые определяли бы уровень включенности фармработников в решение вопросов
здоровья потребителей. Мы находимся только в начале пути. Но работа в этом
направлении ведется. И мы надеемся, что диалог с медицинским сообществом
позволит выявить дополнительные возможности для помощи врачам со стороны
фармацевтов. Для достижения этой цели необходимо внедрение образовательных
программ по сотрудничеству медицинских специалистов в рамках концепции
ответственного использования лекарственных средств и заботы о здоровье, а также
по фармацевтическому информированию и консультированию», – Елена Неволина,
исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья и Национальной
фармацевтической палаты.