Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Экспертная дискуссия по вопросам онкогематологии состоялась при участии органов власти, представителей медицинского и экспертного сообществ
1 августа в рамках дискуссии «Оказание медицинской помощи больным с онкогематологическими заболеваниями: результаты и перспективы развития» на платформе «Эффективное Здравоохранение» РАНХиГС состоялось экспертное обсуждение достижений и практических шагов по дальнейшему повышению доступности лечения на федеральном и региональном уровнях.
Онкогематология выступает одним из активно развивающихся направлений
здравоохранения, но позитивные изменения внутри системы ставят ряд новых
вопросов, связанных со спецификой организации оказания помощи и лекарственного
обеспечения.
Модератор дискуссии, исполнительный директор платформы «Эффективное
здравоохранение», советник проректора РАНХиГС Александр Плакида, охарактеризовал
проведение мероприятия как новый этап работы, направленной на выявление
проблемных точек, обмен опытом и совершенствование системы оказания помощи,
связанной c проведением диагностики и назначением эффективной терапии, в том
числе по программе «14 высокозатратных нозологий» («14 ВЗН»), пациентам с
онкогематологическими заболеваниями (ОГЗ), в частности, хроническим
лимфолейкозом.
Член Комитета Государственной Думы по охране здоровья Александр Румянцев в своем
выступлении отметил, что именно от консолидированной позиции и активности
медицинского сообщества зависит эффективность работы системы здравоохранения на
таких сложных направлениях, как онкогематология. Это связано с тем, что именно
врачи выбирают оптимальное лечение пациентов с ОГЗ. На основании этого
реализуются клинические рекомендации, выбираются протоколы лечения, проводятся
клинические исследования. Говоря о нормативной основе оказания помощи, Александр
Румянцев отметил возникающие сложности на этапе перевода клинических
рекомендаций на клинико-экономические стандарты, препятствующие реализации
государственных гарантий пациентам с ОГЗ.
При этом эксперты сошлись во мнении, что успехи в лечении злокачественных
опухолей последних лет являются следствием повышения качества оказания помощи, а
также четкого следования национальным клиническим рекомендациям. По мнению
заведующей кафедрой онкологии и паллиативной медицины им. А. И. Савицкого ФГБОУ
ДПО «Российская медицинская академия НПО» Минздрава России Ирины Поддубной,
«рекомендации являются основным законодательным документом, в котором указаны
все требования к диагностике и терапии онкогематологической патологии, должны
быть обоснованными и управляемыми и регулярно пересматриваться врачебным
сообществом, чтобы их можно было использовать во всех организациях и на всей
территории страны».
В продолжение дискуссии заведующая отделом создания и внедрения
информационно-автоматизированных комплексов в систему организации
специализированной медицинской помощи ФГБУ «Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения» Минздрава России Ирина Ларичева представила
доклад по оценке эпидемиологических показателей и доступности медицинской помощи
пациентам с хроническим лимфолейкозом (ХЛЛ) — одним из самых распространённых
видов лейкозов. По данным доклада, снижение заболеваемости злокачественными
новообразованиями (ЗНО), отмеченное в 2021 году, может быть связано с
ограниченными возможностями диагностики и негативным влиянием новой
коронавирусной инфекции на эпидемические показатели данной категории больных.
Ирина Ларичева отметила, что пациенты с ХЛЛ стали одними из наиболее
пострадавших среди больных с ЗНО в период пандемии. Она подчеркнула, что текущие
возможности большинства субъектов РФ по обеспечению этой группы пациентов
необходимой терапией ограничены и могут оказать негативное влияние на достижение
целевых показателей Национального проекта «Здравоохранение». «Финансовые
возможности предоставления лекарственной терапии ХЛЛ в рамках клинических
рекомендаций должны быть обеспечены за счет погружения лекарственных препаратов
в таблетированной форме в систему ОМС или с помощью перехода к централизованным
закупкам дорогостоящих лекарственных препаратов, в том числе через программу «14
ВЗН» за счёт средств федерального бюджета», – прокомментировала Ларичева.
Поддерживая тему улучшения обеспечения пациентов с ОГЗ инновационными
препаратами, начальник Отдела анализа обеспечения лекарственными препаратами и
обращения медицинских изделий в субъектах РФ ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава
России Олег Шухов отметил, что таблетированные формы таргетных препаратов
обеспечивают доступность амбулаторного применения, позволяют избежать
госпитализации и повысить удобство пациентов. А отсутствие таких препаратов в
перечне «14 ВЗН» приводит к ситуации, когда доступность препарата зависит от
места прописки больного. «Необходимо разработать модель амбулаторного тарифа
терапии таблетированными препаратами вне условий стационара в системе ОМС», –
сказал Шухов. Действенным инструментом может выступить ускорение процесса
внедрения инновационных таргетных лекарственных препаратов в госпрограмму не
только за счет увеличения бюджета, но и путем перераспределения уже выделенных
средств внутри между препаратами со схожими механизмами действия.
Группа авторов кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины России
ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И. П. Павлова Минздрава России под руководством профессора
Алексея Колбина и доцента Алины Касимовой продемонстрировали результаты
сравнительного фармакоэкономического анализа применения фиксированных режимов
таргетной терапии в сравнении с режимами, применяемыми неопределенно долго или
до прогрессии заболевания для пациентов с хроническим лимфолейкозом. Снижение
размера суммарных прямых затрат при терапии ХЛЛ на более чем 30% достигается при
назначении фиксированных по длительности режимов 60% пациентов с ХЛЛ, что
подтверждает экономическую целесообразность применения таких стратегий лечения.
Увеличить долю назначения фиксированных режимов и повысить доступность терапии
возможно путем погружения в перечень программы «14 ВЗН» отдельных МНН таргетных
лекарственных препаратов.
Согласно данным, приведенным заведующей отделением химиотерапии №2 ГАУЗ
«Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ имени профессора
М.З. Сигала» Гульнарой Хусаиновой, в Республике Татарстан в таргетной терапии
нуждается подавляющее большинство пациентов: в первой линии доля таких пациентов
составляет порядка 75%, а при рецидивах – порядка 90%. «Максимального покрытия
потребности пациентов в инновационных препаратах можно добиться подключением
разных механизмов обеспечения – средств системы ОМС в сочетании с системой
льготного обеспечения либо средствами программы «14 ВЗН», – отметила Хусаинова.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов подчеркнул, что
программа «14 ВЗН» доказала свою эффективность для пациентов, повысив
доступность инновационных препаратов и сократив пребывание в стационаре. Вместе
с тем, недофинансирование поставок, закупки на основе принципа «влияние на
бюджет» и отказ Минздрава от формирования трехмесячного переходящего запаса
способны перечеркнуть все актуальные достижения. По оценке эксперта, текущий
дефицит госпрограммы составляет около 10 млрд рублей, а с учетом переходящего
остатка – порядка 18–20 млрд. Помимо повышения объемов финансирования,
необходимо внедрение новых инструментов, расширение списка лекарственных средств
наряду с отказом от критерия «влияние на бюджет» в рамках госпрограммы.
Позитивным сигналом также станут анонсированные поправки в ФЗ «Об обращении
лекарственных средств», которые введут в России понятие «высоко технологичный
препарат» и позволят повысить его доступность.
Поиск решения в гармонизации нормативно-правовой базы и финансовых
государственных гарантий оказания медицинской помощи отметил и вице-президент
всероссийского онкогематологического общества «Содействие» Андрей Солодовников.
Правила формирования перечней лекарственных препаратов на сегодняшний день
серьезно ограничивают применение новых дорогостоящих препаратов. Финансирование
онкологии и онкогематологии в рамках профильного федерального проекта
целесообразно разделить, т.к. на сегодняшний день в большинстве регионов
онкогематология финансируется по остаточному принципу.
В завершение дискуссии заместитель министра здравоохранения Российской Федерации
Сергей Глаголев отметил, что повышение доступности лекарственного обеспечения в
рамках программы «14 ВЗН» может быть, в том числе, за счет реализации практики
заключения долгосрочных контрактов, а также в части истечения патентов на
онкогематологические лекарственные препараты. Среди рассматриваемых мер Глаголев
отметил возможность проработки вопроса включения в перечень ВЗН препаратов по
конкретным показаниям для определенной категории пациентов. Другой перспективный
инструмент – практика риск-шеринга, применяемая за рубежом при участии
благотворительных фондов для обеспечения доступа пациентов к инновационным
дорогостоящим препаратам, которая в настоящее время требует апробации и фиксации
эффективности и безопасности применяемой лекарственной терапии.
В рамках дискуссии рядом экспертов была отмечена важность дальнейшего развития
законодательной базы для обеспечения доступности инновационных препаратов и
расширения перечня препаратов на основе доказанной клинической эффективности. В
нормативном поле возможно рассмотреть позиции по корректировке Постановления
№871, которое при соответствующих изменениях позволит повысить доступность для
пациентов наиболее эффективных схем лечения с учетом долгосрочного
экономического эффекта. В этой связи отмечено, что фиксированные режимы терапии
на основе таргетных препаратов высокоэффективны с точки зрения расходования
бюджета и перспектив достижения стойкой ремиссии большинством пациентов в
сравнении с терапевтическими альтернативами, применяемыми до прогрессии
заболевания или смерти пациента. Вместе с тем отмечено, что крайне важным
условием назначения таргетной терапии является проведение соответствующей
лабораторной диагностики заболеваний системы крови и уже последующего назначения
адекватной терапии, индивидуально подходящей для пациента.