Более 40 % пациентов положительно оценивают качество медпомощи в российских поликлиниках и больницах
Удовлетворенность граждан медицинской помощью в 2022 году заметно выросла – сегодня этот показатель составляет почти 42 %, тогда как годом ранее был в 1,5 раза ниже (25,8%). Об этом говорят данные общероссийского социологического исследования, проведенного Центром «Социальная механика». Его результаты были обнародованы на Круглом столе «Система ОМС: достижения, проблемы и перспективы» 13-го Всероссийского конгресса пациентов.
Опрос проводился с 1 октября по 15 ноября 2022 года среди жителей 78 регионов
России, получавших медицинскую помощь по полису ОМС за последние 3 года.
Удовлетворенность качеством бесплатной медпомощи сегодня находится на среднем
уровне – констатировали аналитики.
«Удовлетворены медицинской помощью по ОМС в той или иной степени 41,6%, не
удовлетворены - 22,9%. В сравнении с данными 2021 года удовлетворенность заметно
выросла. Год назад были удовлетворены - 25,8%, не удовлетворены - 37,4%» -
отметила Татьяна Фомина, заместитель директора Центра социальных технологий и
исследований «Социальная механика», - мы увидели тенденцию к положительному
смещению соотношений. Показатели достаточно существенные это + 15 % граждан
стали в большей степени удовлетворены медицинской помощью».
Эксперты выяснили, что отношением со стороны медицинских работников в целом
довольны 48% пациентов, а каждый пятый (19,4%) - не удовлетворен им. С прошлого
года этот показатель остался примерно на том же уровне.
При этом, как и год назад, за защитой своих прав пациенты в первую очередь
обратились бы к руководству обслуживающей мед организации (34,4%) или к
представителям страховой компании (29,8%) и только потом – в Минздрав, органы
управления здравоохранением в регионах, прокуратуру и Росздравнадзор. Более
того, почти треть пациентов (29,5%) уже имеют опыт обращения к страховщикам за
помощью – выяснили аналитики.
«Несмотря на сравнительно небольшой рост положительно оценивающих состояние
системы, выросло количество людей, которые уверено говорят о том, что качество
медпомощи возросло, и это позитивный фактор, - прокомментировал результаты
исследования вице-президент Всероссийского союза страховщиков, Дмитрий Кузнецов,
- те данные, которые показывают отношение к страховым медицинским организациям,
говорят о том, что вклад наших коллег очевиден. Благодаря достаточно массовому
информационному сопровождению, акценту на диспансерное наблюдение в нашей
работе. При этом, конечно, не на все проблемы системы здравоохранения мы можем
сегодня влиять»
Качество и доступность медицинских услуг в стационарах пациенты по-прежнему
оценивают гораздо выше, чем медпомощь амбулаторно-поликлинического звена. Хотя
степень удовлетворенности этим видом помощи среди застрахованных по ОМС
существенно выросла по сравнению с предыдущим годом (+19,3%).
Чаще всего в 2022 году пациенты поликлиник сталкивались с долгим ожиданием своей
очереди на прием у кабинета врача – так ответили 89 % респондентов;
невозможностью получить всю необходимую помощь в одном медучреждении – это
оказалось актуальным почти для 87 % пациентов; с отсутствием нужного специалиста
в поликлинике или невозможностью к нему записаться столкнулись 85 % граждан. С
другой стороны ТОП-10 наиболее распространенных проблем пополнился новыми видами
жалоб, относящимся к сервисному обслуживанию, такими как: сложность дозвониться
до поликлиники, чтобы записаться на обследование, прием или получить справочную
информацию (80%), а также вызвать врача на дом (57%).
Лишь 2% респондентов вообще не сталкивались с какими-либо проблемами при
получении амбулаторно-поликлинической медпомощи по ОМС. В 2021 году этот
показатель был чуть выше – 2,5%.
Между тем, удовлетворенность стационарной медицинской помощью в 2022 году
выросла по сравнению с годом ранее: на 9,8% - в стационарах регионального или
муниципального подчинения, и на 5,2% - в стационарах федерального подчинения.
Чаще всего в стационарах пациенты сталкиваются с дополнительными расходами: на
приобретение назначенных врачом лекарств за собственный счет (45%), на сдачу
платных анализов и/или прохождение дополнительных обследований перед
госпитализацией (36,8%), с доп расходами на платные услуги во время пребывания в
стационаре (34,7%), приобретением за свой счет расходных материалов (32,3%).
Более трети граждан, проходивших лечение в стационаре, встретились с
некорректным поведением медицинских работников – об этом рассказали почти 38 %
респондентов.
В рамках исследования аналитики выясняли отношение пациентов к платной медицине.
«Всегда, когда есть какие-то недостатки, платная медицина выполняет
компенсаторную функцию. И нам эта информация всегда дает представление о том,
чем именно не удовлетворены граждане в системе ОМС. Зачем они идут в платную
медицину?», - отметила Татьяна Фомина, заместитель директора Центра социальных
технологий и исследований «Социальная механика».
Оказалось, что только 4,5% граждан совсем не намерены прибегать к платным
медуслугам и будут пользоваться только медпомощью по полису ОМС. Каждый
четвертый пациент (26,4%) воспользуется платными медицинскими услугами, когда
необходимые обследования или процедуры по полису ОМС будут недоступны и их можно
будет получить только в платных клиниках. Примерно столько же (24,9% граждан)
прибегнет к платной медицине, когда им потребуется оказание срочной медпомощи.
Измерение отношения пациентов к грядущей цифровизации показало, что большинство
положительно оценивают этот тренд, хотя и испытывают определенные страхи по
поводу перевода медицинских документов в цифровой формат. Так, 80,3% пациентов
полагают, что цифровизация обслуживания имеет преимущества перед прежней
системой. Но только четверть (26,5%) пациентов не испытывают особых опасений в
связи с цифровизацией процесса медицинского обслуживания. Больше всего пациенты
опасаются риска пропажи, исчезновения данных при хранении в электронном виде
(37,7%) и несанкционированного доступа к данным (35,2%).