Россияне назвали табуированные темы на работе
Россияне в большинстве своем не приветствуют обсуждение личной жизни, семьи и религии на работе, тогда как разговоры о политике или зарплатах они считают вполне уместными, свидетельствуют результаты исследования*, проведенного Группой Ренессанс страхование (MOEX: RENI) совместно с аналитическим центром «Зарплаты.ру».
С точки зрения большинства респондентов, конфликты в коллективе с более
высокой вероятностью провоцируют не разница в зарплатах или политические
разногласия, а сплетники и подхалимы, которые, согласно результатам опроса, есть
как минимум в каждом втором коллективе.
Респонденты убеждены, что во избежание конфликтов между коллегами следует
аккуратно выбирать темы для общения. Значительная доля опрошенных считают, что в
коллективе не стоит говорить о своей личной жизни (74%), семейных проблемах
(46%) и религии (46%). Примечательно, что дискуссии о политике на работе считают
неуместными заметно меньше респондентов — 37%. Каждый третий предпочел бы не
обсуждать внешний вид коллег и отношения между ними, 28% считают неуместными
разговоры о зарплате, каждый пятый — публичную оценку действий и решений
руководства, почти столько же (18%) — обсуждение здоровья.
Впрочем, то, что разница в зарплатах или политические разногласия могут стать
причиной возникновения конфликтов в коллективе, считают сравнительно немного
респондентов (30% и 24% соответственно). С точки зрения большинства опрошенных,
ссоры чаще всего возникают в результате прямой агрессии или хамства со стороны
сотрудников или руководства (60%), нежелания специалистов брать на себя
ответственность или выполнять свои прямые обязанности (56%), а также наличия
сплетников (55%) или доносчиков (46%) в коллективе. Прочие источники стресса,
такие как шум от громких разговоров, слишком низкая или высокая температура в
офисе, резкий запах от еды во время обеденного перерыва, постоянные сборы на дни
рождения, включенная музыка или яркий аромат парфюма волнуют сравнительно
небольшую часть респондентов (17% и меньше).
Опрос показал, что для большинства коллективов характерна проблема сплетен и
доносительств. Почти две трети опрошенных (64%) считают, что в их компании есть
любители посплетничать, причем с точки зрения 18% респондентов, это как минимум
каждый третий их коллега, а со стороны 16% — свыше половины.
Аналогичным образом распределились ответы на вопрос о наличии подхалимов. Две
трети респондентов (66%) считают, что как минимум один из их коллег доносит
руководству об атмосфере в коллективе, о содержании бесед или переписок в
«неофициальных» рабочих чатах, в которых нет руководителей. Свыше трети
опрошенных (36%) в этом уверены, а 32% подозревают наличие такого «доносчика».
В целом, большинство респондентов в той или иной степени устраивает атмосфера в
их коллективе, тогда как токсичной или напряженной ее считает каждый восьмой
(12%).
Большинство опрошенных уверены, что руководство обязано предотвращать
конфликтные ситуации и обеспечивать как минимум нейтральную атмосферу. В
частности, 44% респондентов ожидают от руководства мер по пресечению хамства и
агрессивного тона в сообщениях и разговорах (44%), организации культурных
мероприятий для сотрудников (44%), пресечения сплетен (40%), обеспечения гибкого
рабочего графика, в том числе с возможностью «развести» конфликтующих
специалистов (36%), пресечения доносительства (31%) и обеспечения персонала
абонементами на корпоративный фитнес (27%).
«Опрос показал, что для российских компаний остается актуальным вопрос
обеспечения психологического комфорта сотрудников и благоприятной атмосферы в
коллективе. Доля предприятий, где за эмоциональным фоном совсем не следят,
довольно высока — это каждая третья компания. При этом работодатели большинства
респондентов (66%) в целом признают эту проблему и принимают различные меры.
Правда, не так активно, как хотели бы участники опроса. Чаще всего они внедряют
гибкий рабочий график (20%), следят за тем, чтобы коммуникации в коллективе
проходили в рамках деловой этики (19%), регулярно проводят культурные
мероприятия (26%). При этом пресечением сплетен — одной из ключевых причин
возникновения токсичной атмосферы — занимается руководство всего 4%
респондентов, — комментирует управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхование»
Юлия Галаничева, – Работодатели включают в программы ДМС психологическую
поддержку, в рамках которой проводят вебинары по методам саморегуляции,
индивидуальные консультации по конфликтным ситуациям в коллективе. Для
руководителей психологи составляют и проводят тренинги по работе с негативным
эмоциональным фоном в коллективе. Часто компании приглашают психологов на
дежурство непосредственно в офис».
*Методология
В опросе приняли участие 2,3 тыс. респондентов в возрасте от 25 до 55 лет,
проживающие в крупных городах России. Исследование проводилось методом
онлайн-анкетирования в апреле 2024 года.