Цифровые сервисы страховщиков делают систему ОМС удобной для пациентов
Цифровые технологии сегодня успешно используются во всех сферах, в том числе и в здравоохранении. Процесс цифровой трансформации отрасли идет быстро, в том числе благодаря страховым медицинским организациям (СМО) - они внедряют новые онлайн сервисы, повышая удовлетворенность пациентов медицинской помощью в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Цифровой полис
Цифровизация упростила гражданам получение бесплатной медицинской помощи. С
декабря 2022 года россиянам выдают цифровые полисы ОМС - это запись в едином
регистре застрахованных лиц, в котором указана информация о гражданине, едином
номере полиса, сроке его действия, страховой компании, а также штрих-код.
Штрих-код и единый номер полиса можно сохранить в своем телефоне, распечатать и
использовать для самостоятельной записи к врачу в поликлиниках.
Теперь для получения медицинской помощи в поликлинике или в больнице гражданам
достаточно показать сохраненный на смартфоне или любом другом электронном
носителе штрих-код либо распечатанную выписку о полисе ОМС из единого регистра
застрахованных.
"Внедрение цифровых технологий - это благо как для медицинских организаций, так
и для пациентов, и в целом - для системы здравоохранения, - отмечает
сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий
Жулёв. - Цифровизация несет в себе унификацию деятельности и отчетности,
позволяет обмениваться данными, что повышает доступность медицинской помощи".
Положительно оценивают переход на цифровые технологии в сфере медицины и в
Федеральном фонде ОМС (ФФОМС).
"Введение цифрового полиса избавляет пациентов от лишней бумажной волокиты,
делает получение медицинской помощи удобнее и доступнее, - отмечал председатель
ФФОМС Илья Баланин. - При этом ранее оформленные полисы ОМС на материальных
носителях продолжают действовать и не требуют замены".
Электронный полис действительно существенно упрощает процесс получения
медицинской помощи хотя бы потому, что его нельзя испортить или потерять. И
несмотря на то, что с момента его внедрения еще не прошло и полутора лет, им, по
данным ФФОМС, уже воспользовались более 15 миллионов застрахованных. В целом
система ОМС становится все более удобной и доступной для граждан.
Новые сервисы страховщиков
Новые решения внедряют и страховые медицинские организации. Так, с начала 2024
года компания "АльфаСтрахование - ОМС" предоставляет своим клиентам два новых
цифровых сервиса: удаленную актуализацию данных полиса и дистанционное
оформление выписки о полисе ОМС без визита в офис.
В каких случаях застрахованным необходимо актуализировать данные полиса ОМС?
Согласно статистике обращений граждан в компанию, есть две типичные ситуации, с
которыми сталкиваются клиенты. Чаще всего полис необходимо актуализировать при
получении нового паспорта в 14, 20, 45 лет, изменении имени или фамилии, места
жительства, замене свидетельства о рождении ребенка и т.д. А нередко граждане не
видят свой полис в личном кабинете на портале "Госуслуг" или его не находят в
базе при обращении в поликлинику за медицинской помощью - в основном, из-за
устаревших персональных данных. Теперь все это можно обновить дистанционно, без
визита в офис, прямо на сайте страховой компании.
Застрахованные также могут онлайн оформить выписку из единого регистра
застрахованных лиц о полисе ОМС. Теперь такой документ легко получить на сайте
компании всего за одну минуту прямо с телефона, не покидая поликлинику. Данные
для формирования выписки автоматически загрузятся с портала "Госуслуги". А для
сохранения конфиденциальности выписка о полисе ОМС придет на адрес электронной
почты застрахованного, указанный на "Госуслугах".
Лишь в некоторых случаях формирование документа может занять чуть больше времени
из-за присвоения застрахованному единого номера полиса ОМС. Это может быть
необходимо для полисов старого образца, для бывших военнослужащих или в тех
случаях, когда полис ОМС оформлен совсем недавно. А вот получить выписку на
детей до 18 лет возможно только в офисе страховой компании.
Оба эти сервиса интегрированы с порталом "Госуслуг", что гарантирует
корректность данных гражданина. Благодаря этому тысячи россиян уже быстро
обновили данные о своем полисе и получили медицинскую помощь по цифровому
документу.
"Обращение непосредственно в страховые медицинские организации позволяет решить
любые вопросы одномоментно. В целом, СМО для гражданина - это и есть точка входа
в систему ОМС. Все проблемы решаются при общении человека с человеком с учетом
индивидуальных обстоятельств", - говорит вице-президент Всероссийского союза
страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Перспективы еще шире
По экспертным оценкам, цифровизация сферы здравоохранения - важная составляющая
развития цифровой экономики в целом, считают в Минцифры РФ. Уже сегодня на "Госуслугах"
можно прикрепиться к поликлинике, записаться на прием к врачу или вызвать его на
дом. А после лечения можно запросить сведения о больничном листе.
"На "Госуслугах" также есть раздел "Возможности для инвалидов", где собраны все
онлайн-сервисы для людей с инвалидностью и ответы на вопросы по этой теме. В
минцифры планируют и дальше развивать сервисы, касающиеся здравоохранения", -
отмечают в пресс-службе ведомства.
До недавнего времени запись в поликлинику была большой проблемой, и уже на этапе
входа в систему здравоохранения пациенты сталкивались со сложностями и получали
негативные эмоции, говорит Юрий Жулёв. "Сегодня это можно сделать дистанционно,
что является важным шагом в повышении доступности медицинской помощи", -
подчеркивает он.
Страховые медицинские организации констатируют рост популярности цифровых услуг
в сфере ОМС у населения.
"Сейчас ежедневно 2,5 тысячи наших клиентов обращаются за содействием по
получению услуг ОМС через сайт. Мы видим, что популярность наших простых и
быстрых цифровых решений увеличилась вдвое в сравнении с прошлым годом. Их
востребованность будет расти, - уверен генеральный директор "АльфаСтрахование -
ОМС" Андрей Рыжаков. - В этом году мы планируем внедрять дополнительные онлайн
сервисы для наших клиентов, делая медицинскую помощь по ОМС все более удобной и
доступной".
По мнению экспертов НИУ "Высшая школа экономики", продолжение цифровизации сферы
здравоохранения в долгосрочной перспективе приведет к совершенствованию качества
медицинской помощи за счет повышения эффективности.
"Систему поддержки здоровья пациента нужно развивать за счет активной
коммуникации, - полагает директор Института экономики здравоохранения НИУ "ВШЭ"
Лариса Попович. - Цифровые сервисы должны создавать благоприятную среду и для
врачей. Их нужно освободить от традиционного бумагооборота, облегчить
повседневную работу, чтобы у них появилось больше времени заниматься пациентами.
А пациенты должны иметь прямой доступ ко всей информации о состоянии своего
здоровья на удобном носителе и в удобном месте, чтобы своевременно получать
необходимую консультацию или конкретную помощь врача".