Рост доходов населения увеличивает спрос на импортные лекарственные средства
Соотношение импортных и отечественных препаратов на рынке меняется каждый год - причем далеко не в пользу наших производителей. Даже стремительное увеличение розничной стоимости европейских лекарств, вызванное увеличением курса евро, не привело к падению спроса на них. Российским компаниям все труднее выдерживать конкуренцию. Тем не менее производство сейчас считается очень привлекательным сектором фармрынка, и к нему уже приглядываются в том числе и дистрибьюторские компании.
По данным "Фармэксперта", российские производители в прошлом году снова сделали
небольшой шаг назад под напором западных конкурентов. Соотношение импортных и
отечественных препаратов на рынке в 2002 году составляло 71% на 29%, а в 2003
году оно изменилось до 72% на 28%. Наши заводы наращивали свои показатели
постепенно - в течение всего года. В первом квартале объем их производства
составил около $220 млн., во втором и третьем он держался на уровне $250 млн., а
в четвертом достиг отметки в $300 млн. Но и импортеры времени даром не теряли:
начав с поставок на $390 млн. в первом квартале 2003 года, они достигли
рекордных показателей в $600 млн. в четвертом квартале. В конце года поставки по
импорту достигли объемов октября-декабря 2001 года, когда компании стремились
создать товарный запас перед отменой налоговых льгот.
"Несмотря на то что доллар становился дешевле, а европейские препараты, цены
которых номинировались в евро, становились менее доступны, неэластичность спроса
на медикаменты сохранила позитивную тенденцию в сегменте импорта медикаментов.
Во второй половине прошлого года цены в долларах росли так же, как в прошлые
годы они росли в рублевом выражении", - комментирует ситуацию Николай Демидов,
исполнительный директор "Фармэксперта".
Российские производители сетуют на то, что не могут соперничать с иностранцами в
вопросах рекламы и продвижения продукции. "Сейчас перед отраслью стоят
глобальные задачи реконструкции производства, и на это уходят все средства.
Только после перехода на стандарты GMP можно будет вплотную заняться пересмотром
портфеля выпускаемых препаратов и направить все силы на их продвижение", -
говорит Александр Тюляев, директор центра маркетинговых исследований "Акрихина".
Кроме того, нашим производителям придется еще и серьезно заняться проблемой
брендов: анальгин или цитрамон, выпускаемый десятками предприятий, рекламировать
бесполезно.
Впрочем, ведущие российские компании вопросами продвижения продукции занимаются
уже давно. Например, "Нижфарм" сумел улучшить показатели 2002 года на 39%,
доведя объем продаж почти до $46 млн. При этом объем валовой прибыли вырос на
58%. По словам Андрея Младенцева, генерального директора компании, такого роста
удалось достигнуть именно благодаря тому, что "Нижфарм" выделяет особую группу
самых перспективных препаратов и активно занимается ее продвижением. В прошлом
году объем продаж активно рекламируемых препаратов компании составил 60%.
Западные компании уверены, что их позиции на российском рынке еще долго будут
оставаться прочными. По словам Сергея Родионова, генерального директора
московского представительства польской компании Farmacia, рост доходов населения
приводит к тому, что потребители стремятся покупать пусть более дорогие, но
эффективные и проверенные импортные средства. То есть российские фармацевты
будут проигрывать в жесткой конкурентной борьбе еще как минимум пару лет. Тем не
менее производственный сектор фармрынка сейчас считается самым рентабельным. Об
этом говорит интерес, который проявляют к нему крупнейшие дистрибьюторские
компании. Они начинают принимать активное участие в продвижении отечественных
препаратов и даже вкладывать собственные средства в этот сектор рынка.
Например, собственный фармацевтический завод в Москве собирается строить
компании "СИА Интернешнл". Второй по величине российский оптовик. Первая очередь
предприятия будет запущена в 2005 году. По словам Игоря Рудинского, генерального
директора "СИА", объем инвестиций к этому моменту составит около $10 млн.
Ассортимент нового завода составит 50-60 наименований различных лекарственных
форм. Для начала "СИА" запустит в производство дженерики и только потом
приступит к выпуску лицензированных препаратов под собственными марками. Именно
продажа лекарств под собственными брендами считается самой прибыльной в
фармбизнесе. До этого "СИА" еще довольно далеко, но Рудинский все равно
полагает, что рентабельность производства сейчас на порядок выше, чем в
дистрибуции, где она составляет около 5%.
Инна Коломейская, "Состоятельные граждане выбирают импортное", "Финансовые
известия", 16.03.2004 09:55
Источник: Pharmindex.ru