Европа решилась либерализовать ввоз генетически измененных продуктов
Европа, долгое время остававшаяся неприступной крепостью для генетически измененных продуктов, все же решилась либерализовать их ввоз. Это означает, что фермерам и агропромышленным компаниям по всему миру придется вносить существенные изменения в стратегию своего бизнеса, а некоторым европейским потребителям начать привыкать к новой диете. Немодифицированных продуктов будет становиться все меньше.
Теперь любой продукт, в котором содержится 0,9% или больше ГМ-ингредиентов,
должен продаваться в упаковке, сообщающей об этом. Торговые фирмы, продающие
товар в Европе, обязаны проследить происхождение каждого ингредиента - от грядки
до прилавка.
Европа с ее высокой покупательной способностью крайне притягательный рынок для
производителей ГМ-продуктов, но завоевать его будет нелегко. В отличие от всего
остального мира, свыкшегося с измененными продуктами, европейские потребители не
расстаются с недоверием к ним. Сильным сдерживающим фактором являются и
экологические организации, прежде всего Greenpeace. ЕС и раньше допускал продажу
ГМ-продуктов в своих странах, но под давлением зеленых их поставки были сведены
до минимума. Сейчас таких продуктов будет больше, но европейцев еще надо убедить
покупать их.
Доля ГМ-продуктов в общей массе производящихся в мире продуктов стремительно
растет. Например, уже больше половины сои, которая используется в широком
спектре продуктов, - генетически модифицированная. Мировой рынок ГМ-продуктов,
по некоторым оценкам, составил в пошлом году $4,75 млрд.
Американские сельхозпроизводители жалуются на то, что теряют потребителей из-за
увеличения на рынке доли ГМ-продуктов. Фермеры в развивающихся странах
сопротивляются их введению, даже если это помогает повысить производительность и
победить голод - они боятся потерять европейский рынок. Очевидно, что
потребителей, не приемлющих ГМ-продукты, в любом случае останется достаточно.
"В конце концов возникнет вопрос, хватит ли немодифицированных продуктов на всех
желающих", - говорит представитель Nestlе Франсуа-Ксавье Перру.
Некоторые противники ГМ-продуктов уже почуяли выгоду. Власти округа Мендосино в
Калифорнии решили совместить приятное с полезным: они запретили выращивать
модифицированные зерновые и скот и заявили, что это сделает местную продукцию
более конкурентоспособной, прежде всего в Европе. Похожие меры готовятся принять
и другие округа и целые штаты.
Некоторые из продовольственных гигантов не спешат завалить рынок ГМ-продуктами,
принимая в расчет предубеждения европейцев, но готовы начать поставки в любой
момент. Так, в Unilever ГМ считают перспективным направлением, но пока продукцию
в Европу не завозят. Германская Metro пока не предлагает ГМ-продукты, но
подготовленное Greenpeace соглашение об отказе продавать их не подписала, потому
что рассматривает такую возможность в будущем.
В лобовую атаку против Greenpeace, который уже пообещал устроить демонстрации
противников модифицированных продуктов на улицах европейских городов, пока пошел
только их ведущий производитель - американская Monsanto. Она нанесла первый
удар, за несколько месяцев до введения новых правил начав поставлять в Европу
пиво Kenth с ГМ-ингредиентами - чтобы прощупать почву. Greenpeace всеми силами
пытался сорвать акцию, его активисты преследовали грузовики с пивом и печатали
листовки, призывающие игнорировать его. Но даже сами представители зеленых
признаются, что стоит европейцам начать привыкать к ГМ-продуктам - и битва будет
проиграна.
Скотт Миллер, "Европа открыла границу", "Ведомости", 22.04.2004, со ссылкой на
WSJ, - Кирилл Корюкин
Источник: Pharmindex.ru