Реформы в здравоохранении начнутся с сокращения
В послании Федеральному Собранию РФ президент призвал правительство и парламент как можно скорее сформировать правовую базу для развития обязательного медицинского страхования (ОМС).
Считается, что реформа ОМС, являясь частью реформы здравоохранения, будет
способствовать более эффективному расходованию государственных средств, а
гражданам станет наконец понятно, какую именно медицинскую помощь и какого
качества можно будет получить бесплатно, за счет государства, а за какую уже
придется доплачивать. Насколько реформирование системы оплаты медицинских услуг
может повлиять на общий уровень здравоохранения, пока не очень ясно.
Существующая у нас система ОМС была создана в начале 90-х годов и основана на
государственном контроле над денежными потоками, направляемыми в систему
минздрава. В этой системе бюджетные деньги поступают в так называемые Фонды
медицинского страхования, которые затем перераспределяют их между страховыми
компаниями, занимающимися ОМС. А страховщики в свою очередь перечисляют эти
деньги поликлиникам и больницам минздрава.
Сегодня в стране работает около 300 страховых компаний, занимающихся ОМС. Они
заключают договоры с медицинскими учреждениями и оплачивают бесплатные для
застрахованных лиц медицинские услуги. Компании "пропускают" через себя средства
из территориальных фондов ОМС, которые финансируются из федерального
(поступления за счет ЕСН) и региональных бюджетов, оставляя себе 0,5 процента с
оборота на ведение дел. Зачастую в таких компаниях работают всего несколько
человек, а сами компании играют роль обычных "расчетных центров".
Надо сказать, что и по действующему Закону "О медицинском страховании граждан в
РФ" компании, занимающиеся ОМС, должны заниматься не "сметным" финансированием,
а контролировать объем и качество услуг, отстаивая интересы владельцев полисов
ОМС, то есть нас с вами как застрахованных лиц. В реальности - и все мы это
знаем - мало кто из них этим занимается.
Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев, признает, что
"большинство компаний, занимающихся ОМС, не выполняет свои прямые функции".
Поэтому, по его мнению, число компаний, занимающихся ОМС, должно быть
значительно сокращено: "У гражданина должно быть не право выбора компании ОМС, а
право отказа в доверии какой-либо из них, и здесь не надо гнаться за
конкурентной средой".
По-видимому, это тот самый случай, когда побеждать надо не числом, а умением.
Поэтому логично предположить, что в результате реформирования ОМС значительно
сократится число региональных, преимущественно мелких страховых компаний ОМС.
Они, как правило, не занимаются ни идентификацией страховых случаев, ни расчетом
необходимых средств на лечение, а осуществляют простое "сметное" финансирование
лечебных учреждений. И если так, то они никогда не смогут доказать страховому
надзору, что оплачивают реально оказанную медицинскую услугу, а не находятся,
например, в сговоре с администрацией поликлиники или больницы. И появится вполне
законная причина для того, чтобы лишило эти компании лицензии.
Кстати
По прогнозу Русского экономического общества, в связи с поправками в закон "Об
организации страхового дела в РФ" существенно ужесточаются требования к
страховым организациям, занимающимся ОМС, в частности к размерам уставного
капитала (более 10 миллионов рублей). Согласно этой норме, из 165 страховых
компаний 161 организация останется без лицензии. На плаву останутся только 4
крупные центральные страховые компании, которые и поделят между собой рынок.
Ирина Федотова, "Медстрах предупреждают", Российская газета, 28.05.2004
Источник: Pharmindex.ru