Новости медицины / Генетика | Опубликовано 30-11-1999

Генетика

Cтресс вызывает изменения в работе генов

Все мы знаем, что печальные события в нашей жизни могут сопровождаться долгими периодами нервозности и повышенной отзывчивостью на стимулы, которые в иных условиях вряд ли бы удостоились какой-либо ответной реакции.

Однако как это происходит, как переживания трансформируются в нейрологические изменения, которые сохраняются достаточно длительный промежуток времени? Исследователи из Еврейского университета (Иерусалим) и университета Бен-Гуриона, работая с мышами, обнаружили, что стресс вызывает изменения в РНК, изменяя механизм стыковки, вырезания и склеивания, которые изменяют РНК.

Ключевой частью мозга являются чрезвычайно разветвленные сети нервных клеток (нейронов), соединенные длинными разветвленными связками, достигающими соседних нейронов. Образующиеся на концах этих связок структуры (синапсы) это соединения нейронов одной и той же сети. РНК передает информацию от генов к аппарату выработки белков, поэтому изменения механизма стыковки приводят к выработке других белков. Стресс вызывает изменения в стыковке многих генных продуктов, особенно в нейронах, что приводит к изменению ключевых нейронных белков. Особенно в гене ACHE, который отвечает за выработку белка ацетилхолинестеразы, помогающего контролировать передачу сигналов через синапсы от одного нейрона к другому. В результате возникает достаточно редкое в нормальных условиях повреждение РНК.

Эран Мешорер совместно с Ниссимом Бен-Ари и Рои Газитом (Еврейский университет) обнаружили, что вызванные стрессом измерения в РНК приводят к выработке необычной формы белка ацетилхолинестеразы, которая, в отличие от обычной формы, не может интегрироваться в синапсы и способствовать передаче в них нервных импульсов. Это поднимает вопрос о том, могут ли синапсы, расположенные в этих нейронах, нормально передавать сигналы от одной нервной клетки к другой. Так как эти импульсы могут быть обнаружены как электрическая активность в мозге, Алон Фридман и Лев Павловский из университета Бен-Гуриона измерили мозговую электрическую активность у мышей через несколько недель после того, как они подверглись стрессу. Они обнаружили, что у мышей, переживших стресс, мозговая активность гораздо выше, чем у тех, которые избежали потрясений.

Это открытие способно помочь больным, получающим лекарства, воздействующие на нервную систему (ведь в результате стресса они становятся более чувствительными к последним). Более того, открытие привлекает внимание к разработкам новых видов лекарств, целью которых является воздействие на измененную в результате стресса РНК.

Источник: News.Battery.Ru