Объявления

Новости медицины / Акушерство и гинекология | Опубликовано 28-12-2004

Акушерство и гинекология
Материал добавлен пользователем MA-MA

Как защищаются яйцеклетки?

Ученые обнаружили, каким образом яйцеклетка может оплодотворяться только одним сперматозоидом, защищая себя от аномального развития. В момент оплодотворения яйцеклетка может быть окружена 'бесчисленным' количеством сперматозоидов, но только один сможет проникнуть через внешнюю мембрану яйцеклетки.

Полиспермия, то есть проникновение в яйцеклетку нескольких сперматозоидов, вредна для нормального развития после оплодотворения, поэтому внешняя поверхность яйцеклетки 'затвердевает' после оплодотворения и таким образом защищается.

Когда в яйцеклетку проникает единственный сперматозоид, яйцеклетка должна претерпеть целый ряд химических изменений, чтобы защитить себя от дальнейшего проникновения сперматозоидов. Изучая оплодотворение на морских ежах, ученые из Браунского университета в г. Провиденсе (штат Род-Айлэнд, США), обнаружили, что яйцеклетки переживает 'дыхательное разрывание', при котором рядом с ее поверхностью образуется больше количество сперматозоидов в тот момент, когда первый сперматозоид проникает в нее, и ее внешняя оболочка твердеет. Этот факт был известен уже на протяжении длительного времени, однако механизм, вызывающий его, не был полностью понят, ведь, в частности, известно, что перекись водорода может оказывать вредное воздействие на клетки, вступающие с ним в контакт.

Доктор Гэри Вессел и коллеги, опубликовавшие результаты своего исследования в декабрьском номере журнала 'Развитие клетки', выявили у морских ежей энзим, который участвует в выработке перекиси водорода во время оплодотворения. Энзима, называемая двойной оксидазой ежей (Udx1), работает с другими клеточными компонентами для выработки перекиси водорода, однако выполняет двойную функцию - она также позволяет защищать от перекиси хрупкого зародыша. Эта энзима позволяет только что оплодотворенной яйцеклетке физически блокировать проникновение дополнительных сперматозоидов.

'Мы мажем перекисью ободранные коленки, чтобы убить бактерий, или вытравляем волосы перекисью, чтобы они выглядели как выгоревшие на летнем солнце. Мы никак не ожидали, что этим будет заниматься яйцеклетка', - говорит доктор Уэссел. Однако, по словам исследователей, без перекиси водорода яйцеклетка не может создать свой собственный естественный барьер против 'бесчисленных' сперматозоидов, которые могут пытаться проникнуть в нее. Активность перекиси была выявлена в яйцеклетках многих других видов во время оплодотворения; и результаты данного исследования только подкрепляют имеющиеся свидетельства того, что перекись водорода может играть широкую функциональную роль во время оплодотворения, и даже на ранних стадиях развития зародыша.

Источник: Ma-ma.ru