Фармацевтический рынок России - итоги 2004 годаАналитическая компания RMBC (ГК «Ремедиум») обнародовала итоги развития фармрынка России в 2004 году.
Объем российского фармацевтического рынка вырос на 27% в 2004 году и
оценивается в $ 5,6 млрд. в ценах конечного потребления (4,6 млрд. в оптовых
ценах).
Согласно данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ» компании RMBC,
объем аптечного рынка России в 2004 году на 26,8% превысил аналогичный
показатель прошлого года и составил 3,4 миллиарда долларов США в оптовых ценах.
Такая же динамика отмечена и у госпитального сектора, объем которого увеличился
на 26% за 2004 г. и составил $ 892 млн. в оптовых ценах.
В рейтинге ведущих производителей по объему аптечных продаж доля Aventis (3,6%)
уменьшилась, в результате чего компания уступила первую строчку компании
Berlin-Chemie/ Menarini Pharma (3,7%), значительно увеличившей свою долю. За
ними следуют Gedeon Richter Ltd. (2,9%) и компания Servier Pharmaceuticals
(2,9%) , поднявшаяся с 9-ого на 4-е место. Далее в топ-десять Pfizer
International Inc (2,7%) и другие.
Лидером среди торговых наименований по объему аптечных продаж является
Боярышника настойка (0,9% от общего объема розницы), занимавшая 3-ю позицию в
рейтинге год назад. Но-шпа и Мезим форте с аналогичными долями на 2-м и 3-м
местах соответственно. Виагра и Актовегин завершают «пятерку» самых популярных
лекарственных средств на российском розничном фармрынке. Наибольшего увеличения
объема продаж в 2004 году достиг Предуктал, благодаря чему препарат переместился
с 53 места на 9 и вошел в «десятку» ведущих лекарственных средств.
Компании Aventis Intercontinental по-прежнему принадлежит первое место по объему
госпитальных закупок, однако ее доля уменьшилась на 26% по сравнению с
предыдущим годом и составила 3,8%. За ней следуют Pfizer International Inc.
(3,6%) и Sanofi-Synthelabo (3,5%). Далее в рейтинге Gedeon Richter Ltd.,
AstraZeneca и др.
Лидером среди торговых наименований по объему госпитальных закупок является
Натрия хлорид (2,4% от общего объема). За ним следуют Цефазолин (2,1%), Меронем
(1,4%) и Глюкоза (1,3%). Завершает пятерку Альбумин (1,0%), значительно
увеличивший свою долю в госпитальном секторе, благодаря чему препарат
переместился с 15 места на 5-ое.
Эксперты отрасли о тенденциях и перспективах развития фармрынка России:
Айдар Ишмухаметов, председатель совета директоров ГК «Ремедиум»:
«Объем фармацевтического рынка увеличился за предыдущий год почти на треть. Это
обусловлено, прежде всего, ростом потребительских доходов и существенным
снижением курса доллара по отношению к евро и рублю. Кроме того, в IV квартале
2004г. появился еще один фактор роста аптечного рынка – надвигающаяся реформа
системы бесплатного и льготного отпуска, которая вызвала бурный рост спроса на
некоторые товарные позиции, а также в целом некоторый ажиотаж на рынке лекарств.
В связи с построением новой системы льготного обеспечения сложно с большой
точностью прогнозировать объем фармрынка в 2005 году. На данном этапе
неизвестно, какую часть потребительских расходов покроет программа «Льгота
2005». Кроме того, некоторые процедуры, такие как участие страховых компаний,
формирование списка уполномоченных поставщиков, обновление реестра цен и др.,
все еще находятся в стадии доработки».
Соколова Виктория, директор департамента маркетинговых исследований
Аналитической компании RMBC:
«Среди наиболее выраженных тенденций 2004 года можно назвать продолжающуюся
диверсификацию бизнеса крупнейших компаний в дистрибьюторском секторе (например,
развитие производства препаратов Протеком и СИА Интернейшнл, дальнейшее
расширение крупнейших аптечных сетей – Доктор Столетов, Аптеки 36,6, Ригла,
Натур Продукт, Фармакор).
Что касается общей картины, то у фармрынка России по-прежнему «западное лицо»,
причем наибольший вес имеют производители из развитых стран (Европа, США).
Рейтинг лидирующих производителей остается стабильным, и перестановки в нем в
большей степени связаны с происходящими слияниями и поглощениями. Это относится
и к отечественным производителям, среди которых за последний год произошло
несколько слияний (ICN-Россия вместе с Уфавита и Фитофарм НН образовали
Фармстандарт, Биохимик, Биосинтез и Синтез слились в ФАРМ-Центр). В перспективе
могут измениться и позиции недавно проданных крупнейших заводов, Акрихина и
Нижфарма, что связано с возможной реорганизацией производственного портфеля на
этих предприятиях и ожидающимися инвестиционными влияниями. Также в последнее
время появились признаки готовящейся продажи компании Верофарм, что, очевидно,
приведет к динамике ее позиции в будущем».
Александр Белавич, Глава представительства компании «Ядран»:
«Прошлогодняя динамика российского фармрынка наглядно показывает то, что ему
есть куда расти. Но нужно иметь в виду и то, что резерв для роста аптечного
рынка и, в первую очередь – рынка безрецептурных препаратов - это, в основном,
покупательская способность населения. Чем она выше, тем выше и показатель роста.
На мой взгляд, в этом состоит еще одно отличие (помимо законодательных,
налоговых и других отличий) рынка России от европейских рынков, которые
практически «под завязку» заполнены лекарствами в тех объемах, в которых их
может позволить себе население. Соответственно рост фармрынков европейских стран
в разы ниже российского. Например, рынок Хорватии в 2004 году вырос лишь на 9%.
Поэтому, если тенденция на повышение уровня жизни россиян сохранится, то и рынок
будет расти. В данном контексте российский фармрынок на сегодняшний день
особенно привлекателен для инвесторов. Ведь наибольшей привлекательностью
обладает то, что имеет высокий потенциал роста».
Григорий Брауде, Руководитель экспериментального отдела компании «СИА
Интернейшнл»:
«В прошлом году на фармрынке происходило укрупнение игроков аптечной розницы.
Скорее всего, оно продолжится и в этом. Причем теперь в процессе участвуют не
только частные аптеки и аптечные сети, но и государственные аптеки. Рост и
развитие сетей аптек, расширение спектра предоставляемых покупателям услуг вкупе
с ростом благосостояния населения позволяют говорить о росте аптечных продаж.
Революции в производстве в прошлом году не произошло. Переход на GMP происходит
очень мягко и сейчас этот стандарт является скорее конкурентным преимуществом,
нежели правом на деятельность. Несколько значимых сделок добавляют динамику
производственному сектору рынка. Уже в этом году происшедшие изменения дадут о
себе знать. Самый большой интерес вызывает судьба «Акрихина». Будем надеяться,
что в этом году мы получим ответ и на этот вопрос».
Настасья Иванова, генеральный директор «Национальной Дистрибьюторской Компании»:
«Можно выделить несколько основных факторов столь серьезного роста российского
рынка. Это и снижение курса доллара по отношению к рублю и евро, что создало
более благоприятные условия для импорта лекарственных средств. Общий рост цен на
ряд препаратов также способствовал увеличению объема российского
фармацевтического рынка.
Еще одним немаловажным фактором стал рост потребительских доходов и интенсивное
развитие такого сектора рынка, как розница. Экспансия аптечных сетей в регионы,
значительное увеличение общего количества точек продаж, все это позволило
увеличить сбыт препаратов, и, в конечном итоге, также способствовало росту
российского фармацевтического рынка».
За дополнительной информацией обращаться:
PR-агентство «Креатив-студия «Прессто» (Елена Кулькова, Юлия Коледа)
Тел.: (095) 101-3523
Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан редактору
|
|
|