Объем мировых продаж лекарств с февраля 2004 по февраль 2005 г. вырос на 7% до 550 млрд. дол.
Объем мировых продаж лекарств с февраля 2004 по февраль 2005 г. вырос на 7%, впервые достигнув 550 млрд. дол., сообщила информационная компания IMS Health, специализирующаяся на исследованиях в фармацевтической индустрии. Вопреки мнениям некоторых аналитиков, говорящих о тенденции к спаду в мировой фармацевтике, рост продаж отмечен на всех основных рынках.
В частности, в Северной Америке, на долю которой приходится около 45% от
всего объема рынка лекарств, продажи увеличились на 8%, достигнув 248 млрд. дол.
По словам участников рынка, рост продаж во многом обусловлен бурными темпами
развития инноваций в биотехнологиях. Кроме того, люди стали больше болеть и
больше тратить на лечение, покупая более дорогие препараты.
Продажи в странах Европейского союза в прошлом году составили 144 млрд. дол.,
увеличившись на 6%, в то время как во всех остальных европейских странах рынок
«прирос» на 12%, до 9 млрд. дол. Японский фармацевтический рынок ежегодно
стабильно растет на 2%, его объем составил в 2004 г. 58 млрд. дол. В целом же на
рынки США, Канады, Японии и стран Европы пришлось 88% мировых объемов продаж
лекарств, сообщили в IMS Health. Самый высокий темп прироста рынка уже несколько
лет показывает Китай – в 2004 г. продажи увеличились на 28%, до 9,5 млрд. дол.
Сегодня занимающий девятую строку среди крупнейших фармацевтических рынков
Китай, прогнозируют эксперты, может стать восьмым к 2008 г.
«В мире рост фармацевтической отрасли происходит за счет препаратов, которые
применяются при болезнях или состояниях, которые больше всего беспокоят
население», – сказал в беседе с RBC daily исполнительный директор компании «Фарм-Эксперт»
Николай Демидов. По данным IMS Health, по объемам продаж на мировых рынках
лидируют средства против избыточного содержания холестерина в крови: выручка в
данном сегменте мирового рынка составила 26,6 млрд. дол., что на 11,7% больше
показателя 2003 г. Препарат Lipitor производства Pfizer Inc. остался самым
популярным в мире, объем его продаж составил 10,6 млрд. «В России самые
продаваемые лекарства – ненаркотические анальгетики, которые в стоимостном
выражении занимают около 4% розничного рынка, а в натуральном – около 9%», –
отметил Николай Демидов. Антицеллюлитные препараты остаются второй по объемам
продаж группой, однако в прошлом году их продажи «прибавили» только 1% из-за
перевода препарата Prilosec в безрецептурную группу в США. Кроме того,
отмечается в исследованиях IMS Health, в 2004 г. продажи лекарств онкологической
группы динамично выросли на 17%, обогнав антидепрессанты, и достигли 24 млрд.
дол. Продукты биотехнологии пока занимают около 10% в мировых продажах в 2004 г.
Однако, по прогнозам аналитиков, в ближайшие 5 лет их доля будет постепенно
увеличиваться.
С точки зрения динамики развитие мирового фармацевтического рынка имеет
циклический характер с периодом примерно в 12-15 лет, считают эксперты. По
словам исполнительного директора «Фарм-Эксперта», на рост отрасли заметно влияет
введение новых, революционных препаратов. «Это мощный толчок для развития рынка,
особенно в странах с высокой покупательной способностью населения, где
государство осуществляет большие затраты на медицину», – отметил он. Как
рассказала RBC daily директор департамента маркетинговых исследований компании
RMBC Виктория Соколова, немаловажными факторами влияния на рынок являются
внешняя инфляция, динамика макроэкономических показателей развития рынка,
различные программы правительства в области фармацевтики, изменение общих
макроэкономических показателей, среди которых ВВП, доход на душу населения и
другие. «Влияют также и структурные изменения внутри самого рынка, например,
переход на «дженерики» – дешевые аналоги известных лекарств», – добавила она.
Мнения экспертов относительно результатов исследования IMS Health, сделавшей
вывод о положительной динамике мирового фармацевтического рынка, разделились.
Аналитики компании «Фарм-Эксперт» считают, что рост в 7% для общемировой
тенденции в такой старой отрасли, как фармацевтика, – достаточно хорошая
динамика. «Даже такие негативные факторы, как появление неудачных лекарств,
имеющих неожиданные серьезные побочные эффекты, хотя и влияют на ситуацию в
целом, однако не столь значительно, рынок все равно продолжает расти», – сказал
Николай Демидов. В свою очередь Виктория Соколова подчеркнула, что высокие
показатели роста в отрасли могут быть связаны с падением курса доллара
относительно евро и других валют, если говорить о номинальной цене на лекарства.
Аналитики отмечают также некоторое замедление темпов роста фармацевтического
рынка в последние годы из-за конкуренции с компаниями, производящими «дженерики»,
на которые в прошлом году пришлось более 30% потребления в США, Германии, Канаде
и Великобритании. Еще несколько лет назад выручка фармацевтических компаний
росла на десятки процентов в год.
Говоря о причинах роста продаж лекарств и увеличения спроса на них, эксперты
отмечают также, что люди стали больше болеть из-за влияния техногенных факторов,
ухудшения экологии, а в ряде развитых стран ярко выражено старение населения.
«Рост потребления лекарств в развитых странах связан, в первую очередь, с тем,
что люди покупают все более дорогие, инновационные лекарства. Большинство
фармацевтических компаний ежегодно разрабатывают и выпускают на рынок десятки
новых дорогостоящих лекарств категории life-saving (жизненно важных), которые
благодаря продуманным кампаниям быстро внедряются на рынок», – считает Николай
Демидов. Еще один фактор роста отрасли – постепенное повышение цены упаковки для
лекарств, как рецептурных, так и отпускаемых без рецепта. В частности, по словам
эксперта, в России средняя стоимость упаковки лекарств ежегодно увеличивается на
20-25% (в долларовом исчислении).
Фармацевтический рынок растет также и благодаря развитию сегмента биологически
активных добавок (БАД). Как отмечают аналитики, несмотря на известный скептицизм
российских покупателей относительно лекарств и БАД, рынок биодобавок растет в
России в среднем в два раза быстрее, чем рынок лекарственных препаратов. Видимо,
это связано с тем, что в России, странах СНГ и Восточной Европы легче
зарегистрировать БАД, причем на них не распространяются ограничения на торговые
наценки.
Источник: Pharmindex.ru