Новости медицины / Радиология и рентгенология | Опубликовано 30-11-1999

Радиология и рентгенология

Открыты гены, позволяющие переносить большие дозы радиации

Deinococcus radiodurans является одним из самых странных микроорганизмов на свете – и не только потому, что создает ярко-розовые и оранжевые колонии в чашке Петри. Этот обитающий в почве организм известен своей способностью переносить большие дозы ионизирующей радиации или ультрафиолетового света, токсичных соединений и даже полное обезвоживание.

И вот исследователи заявили о том, что обнаружили ген, участвующий в выработке этой невероятной сопротивляемости.

Дейнококк привлекал исследователей с момента своего обнаружения в 50-е годы. Высокий уровень радиации разрушает хромосомы этого организма, также, как и других. Однако дейнококк обладает уникальной способностью собирать хромосомы обратно и продолжать жить. Хотя геном микроорганизма был расшифрован 3 года назад, исследователи до сих пор не знали, как действует этот механизм.

Микробиологи Эшли Ерл и Джон Баттиста из университета Луизианы взяли мутировавший штамм дейнококка, более подверженный действию радиации, и поместили в него случайным образом "нарезанные" части ДНК нормального дейнококка. Они обнаружили, что устойчивость организмов к действию радиации можно восстановить, если ввести кусочек ДНК, содержащий ген DR0167. Когда же они исследовали собственную версию этого гена у мутировавшего штамма, они обнаружили изменение в одной основной паре, приводящее к небольшому изменения белка. Ничего подобного этому гену у других организмов не обнаружено.

Пытаясь выяснить, в чем заключается функция DR0167, исследователи облучили нормальный и мутировавший вариант дейнококка радиацией, подождали полчаса, а затем с помощью чипов ДНК попытались выяснить, какие гены оказались активизированы. Они обнаружили, что у "любящих" радиацию организмов оказались активизированы (причем в гораздо большей степени, чем у мутантов) два десятка генов, функция восьми из которых до сих пор остается неизвестной. Ерл предполагает, что эти загадочные гены кодируют выработку белков, способствующих восстановлению организмов.

Выяснение роли неизвестных белков поможет открыть секрет дейнококка, - говорит Эрик Хользаппл из Института генных исследований. Это знание может иметь практическую ценность: исследователи надеются изменить дейнококк таким образом, чтобы использовать его для очистки отвалов, особенно содержащих радиоактивные отходы. Ведь обычные микроорганизмы, способные перерабатывать отходы, просто не смогут выжить в таких чрезвычайных условиях.

Источник: News.Battery.Ru