Разработан типовой вариант медицинской информационной системы Интерин, а также технология развития и модификации типового варианта для конкретного медицинского учреждения.
Лечебно-профилактические учреждения региональной или ведомственной медицины, оснащенные информационными системами класса Интерин, могут составлять Единое информационное пространство (ЕИП), тем самым значительно повышая качество и эффективность взаимодействия или совместной деятельности субъектов ЕИП.
Система разработана в
Центре Медицинской информатики Института Программных Систем Российской Академии Наук и внедрена в ряде крупных медицинских учреждений, где успешно эксплуатируется в течение нескольких лет.
На нашем сайте (http://www.interin.ru/) Вы сможете ознакомиться с подробным описанием системы, ее возможностей и ее отличиями от аналогов, с технологиями реализации Интерин и демонстрационными фрагментами.
Анализ Характеристик модельного варианта МИС Интерин
Характеристика |
Свойства в системе Интерин |
Среда функционирования. Переносимость на другие платформы |
Сервер – базовый вариант Windows NT 4.0 или SUN Solaris, Oracle Server 7.3 и выше
Клиент – базовый вариант Windows NT Workstation 4.0 или Windows 95 и выше.
Благодаря многоплатформенному средству реализации (продукты семейства Oracle), система переносима на большинство используемых платформ (Solaris, LINUX, Novell Netware, AIX и т.д.) путем перекомпиляции, а также адаптации отдельных платформенноориентированных модулей |
Использование сервера БД в качестве средства хранения и многопользовательского доступа к информации |
Надежность информационного хранилища, масштабируемость, возможность работы в интенсивном OLTP-режиме предъявляет повышенные требования к серверу БД. СУБД Oracle является лидирующим продуктом в своем классе и удовлетворяет этим требованиям, поэтому выбрана в качестве базового СУБД. |
Архитектура |
Трехуровневая архитектура: клиент – сервер приложений – сервер БД |
Технологии управления данными |
Объектная надстройка над реляционной БД, позволяющая сочетать объектно-ориентированную технологию с реляционным управлением данными |
Централизованный механизм представления метаданных и описание информационной модели предметной области |
Выделяется формализованный метауровень, назначение которого – описание структуры предметной области, включающей понятия и связи между ними (содержательная часть), а также способы манипулирования информацией (функциональная часть).
Метауровень обеспечивает возможность единообразного доступа к информации как компонентам системы, так и внешним программным продуктам, а также для интерпретации данных, поступающих из других информационных систем. |
Обеспечение безопасности (защита от несанкционированного доступа и авторизация) |
Система прав доступа на основании поддержки иерархического аппарата метапользователей с наследованием полномочий. При этом управление правами метапользователя на доступ к информации выносится на метауровень.
Реализация всех элементов системы в виде Информационных объектов, для которых определяются режимы владения, делегирования и пересылки.
Безопасность на уровне данных обеспечивается средствами Oracle.
Ведение журнала транзакций для фиксирования всех действий пользователей |
Интеграция классов медицинских систем |
Обеспечение лечебно-диагностического процесса
Офисные (модуль «Документооборот»)
Лабораторный комплекс
Административно-хозяйственные
Экспертные (лечебно-диагностические карты, формирование плана лечения на основе стандартов оказания медицинской помощи) |
Возможности наблюдения лечебно-диагностического процесса в динамике
Мониторинг пациентов и автоматизация процесса принятия решений медицинским работником. |
Боткинский лист, в который заносятся значения признаков и патофизиологических показателей, характеризующих течение болезни и состояние больного за весь период лечения, динамика изменения заданных параметров впоследствии отслеживается
Предоставление результатов анализов пациента в хронологическом порядке
Температурный лист
Система предусматривает поддержку программных агентов, способных мониторировать поступающие данные |
Контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи |
Контроль эффективности процесса лечения каждого больного обеспечивается за счет мониторирования в реальном времени и сохранения клинических записей с возможностью последующего извлечения и анализа.
Для того, чтобы врач мог самостоятельно оперативно оценивать различные параметры оказания медицинской помощи и состояния пациента, в стандартных формах информация может быть представлена в виде временного ряда (Боткинский лист). |
Подсчет стоимости лечения |
Предусмотрен специализированный аппарат Финансово-эконмических служб для определения стоимости лечения |
Взаимодействие с лабораторными системами |
Благодаря компонентной архитектуре, возможно использование компонент других разработчиков, реализующих поддержку технологического медицинского стандарта для обмена цифровыми изображениями с медицинскими приборами и между подсистемами.
Использование объектного метауровня позволяет реализовать представление данных в виде расширенного HTML и XML-документов.
В систему встроены инструменты, позволяющие выполнять экспорт/импорт информации в/из других хранилищ. Эти операции возможны благодаря наличию активного метауровня. |
Печать документов |
Средствами Oracle Report, позволяющими создавать документы в виде, утвержденном вышестоящими инстанциями
Средствами MSExplorer для быстрой печати документов, не требующих строгого форматирования
Создание динамических отчетов по заданным пользователям характеристикам |
Шаблоны документов |
Использование везде, где это возможно «заготовок» – вариантов документов (осмотров, назначений, дневников и т.д.), частично заполненных той или иной информацией в зависимости от рассматриваемого случая (например, частично заполненного варианта осмотра пациентов с наиболее часто встречающимися диагнозами). Предоставление врачу возможности как самому формировать личные «заготовки» или «шаблоны», так и пользоваться общими
Шаблоны могут представлять собой не только свободный текст, но и полностью или частично заполненные документы жесткого формата с возможностью редактирования полей |
Работа с графическими данными |
В состав входит система PACS (хранения и передачи изображений)
Графические данные представляются как для просмотра на экране (в Рабочем столе или экранных формах, так и в печатных документах) |
Унифицированный способ доступа к предоставляемым ресурсам |
Реализуется посредством единого рабочего стола, который манипулирует информацией, обращаясь к ней через формализованный метауровень.
Для организации эффективно работающего графического интерфейса может быть подключен специализированный внешний программный модуль
Универсальная форма обеспечивает ввод, редактирование и поиск информации, а также создание универсального отчета (в смысле твердой копии конкретного документа).
Единое средство доступа к динамической информации (Боткинский лист), автоматически создаваемые настраиваемые динамические подборки, формы ввода и поиска информации, специализированные способы представления информации в виде отдельных записей, таблиц записей, деревьев, временных рядов максимально упрощают работу пользователей и администраторов системы.
Развитой инструмент формирования печатных документов (Oracle Reports) позволяет предварительно ознакомиться с внешним видом документов.
Активно используется интерфейс прикладных пакетов Oracle |
Редактируемые справочники (настройка системы) |
Наличие редактируемых справочников. Редактирование в режимах:
§ Разработчиками – для адаптации к конкретному медучреждению или при значительном изменении в бизнес-процессах
§ Администратором системы – при поступлении новой информации или при незначительном изменении в бизнес-процессах
§ Пользователем – при формировании шаблонов документов (только для себя или для групп пользователей) |
Настройка на учреждение |
Изменение редактируемых справочников, выделение необходимых модулей, адаптация типовых рабочих столов, настройка аппарата метапользователей |
Настройка на конкретного пользователя. Организация рабочего места |
Формирование Рабочего стола для каждого пользователя со средствами индивидуальной настройки – размещение объектов, видимые панели, структура папок, подборки документов и т.д.
Свободный документ – предоставление возможности организации жестко форматированной информации в свободном формате |
Возможность работы на любом компьютере со своим рабочим местом |
Рабочая среда каждого пользователя системы не зависит от конкретной рабочей станции. В зависимости от имени и пароля пользователя он получает свое рабочее место независимо от рабочей станции, с которой был осуществлен вход в систему. |
Удаленный доступ |
Благодаря технологии Интерин в Интернет возможна работа со своим Рабочим столом с любого компьютера, подключенного к глобальной компьютерной сети. |
Базовые варианты формирования информационного пространства
Основной целью организации единого информационного пространства ведомственной или региональной медицины является повышение эффективности и качества оказания лечебно-диагностической помощи.
Единое информационное пространство медицинских учреждений формируется в соответствии со следующими базовыми вариантами:
1. ИС, действующая в рамках одного учреждения, географически сосредоточенного в одном месте (стационар, поликлиника и др.).
Информационное взаимодействие с другими медицинскими учреждениями осуществляется на уровне предоставления выписок, импорта/экспорта ИБ или телекоммуникационных консультаций специалистов. Для организации такого взаимодействия используются как телекоммуникационные формы (электронная почта, телеконференции, удаленный доступ к информации через Интернет), так и импорт/экспорт выделенной информации на магнитный носитель.
БД учреждения располагается на одном или нескольких серверах в этом учреждении. Функционирование системы обеспечивается системным администратором и отделом автоматизации.
2. ИС, действующая в рамках одного учреждения, крупные подразделения которого разнесены географически (такая схема обычно применяется для комплекса стационар - поликлиника).
Информационное взаимодействие таких подразделений весьма интенсивно – необходим единый учет пациентов; предоставление данных, внесенных в одном подразделении, специалистам другого подразделения; полный доступ к медкартам пациентов; совместные статистические сводки и анализ.
Подразделения при этом должны быть соединены между собой устойчивой связью, пригодной для организации локальной компьютерной сети достаточных параметров. Подразделения используют для работы единую БД, располагающуюся на одном или нескольких серверах в головном учреждении. Однако для обеспечения работы удаленного подразделения на моменты сбоев в сети может быть предусмотрена резервная БД удаленного подразделения, которая синхронизируется с основной в постоянном или отложенном режиме. Функционирование системы обеспечивается системными администраторами и отделами автоматизации каждого подразделения с ведущей ролью головного.
3. ИС, действующая в учреждении, небольшие подразделения которого вынесены географически удаленно (например, центральное учреждение и сеть здравпунктов).
Информационное взаимодействие таких подразделений обеспечивает оперативную отчетность мелкого подразделения; помощь со стороны более опытных специалистов головного учреждения в сложных случаях; расшифровку данных анализов и исследований в головном учреждении в случае необходимости.
Подразделения должны быть соединены между собой связью, обеспечивающей возможность сообщения через Интернет (например, модемная связь). Мелкие подразделения в такой схеме работают через удаленного клиента на основе Интернет-браузера, БД размещается только в головном учреждении. При этом администрирование, обновление и сопровождение системы происходит только в головном учреждении, а до мелких подразделений обновления доходят автоматически – таким образом отпадает необходимость держать специалистов по автоматизации в каждом здравпункте.
4. ИС, действующая в учреждении с вынесенными мобильными агентами (центральное учреждение и бригады скорой помощи или помощи на дому).
Информационное взаимодействие в такой схеме заключается в предоставлении возможности оказания скорой медицинской помощи, а также консультационного и диагностического обслуживания прикрепленного контингента с выездом на место и фиксацией результатов в основной базе данных учреждения.
Версии
В настоящий момент в стадии промышленной эксплуатации находится версия 2.44 типовой системы ИНТЕРИН.
Ведутся работы по созданию версии 3.0 системы. По сравнению с предыдущими эта версия будет иметь расширенный набор функциональных возможностей, а также несколько модифицированную архитектуру. Предполагается еще большее развитие телекоммуникационных возможностей, реализация варианта «Интерин в Интернет».
Исследовательский Центр Медицинской информатики
Институт программных систем Российской академии наук
152020, Россия, г.Переславль-Залесский Ярославской области
Тел./факс: +7(08535)98211 e-mail:info@interin.botik.ru
http://www.interin.ru