Чтобы улыбка всегда была доброй и лучезарной, необходимо следить за состоянием зубов. Здоровые зубы – это не просто подарок неба. Это итог ежедневного правильного ухода за полостью рта, профилактических посещений стоматолога, разумного самоограничения в сладком. Следить за здоровьем необходимо с раннего возраста. Ведь самое дорогое, что есть у родителей – это здоровье их ребёнка.
Детская стоматология – важнейшая составляющая всего раздела медицины
стоматологии. Поскольку именно в этом возрасте проще всего определить все
возможные аномалии развития зубов и своевременно предпринять необходимые
меры.
Главной задачей педиатрии вообще и детской стоматологии в частности является
создание условий для гармоничного роста и развития организма ребенка,
своевременного
формирования и достижения функциональной зрелости всех систем его организма.
Поэтому объектом особой заботы
детского стоматолога становятся дети в возрасте от 0
до 3 лет, здоровые или имеющие следующую патологию: пороки и аномалии
развития
твердых тканей зубов и других органов полости рта, факторы риска их
возникновения, а
также инфекционные заболевания слизистой оболочки полости рта.
«Заложение» зубов в младенческом периоде могут нарушить более 400
агентов, при этом,
чем раньше они начинают действовать, тем больше и степень выраженности
дефектов. Нарушение зависит не от вида повреждающего фактора, а от
интенсивности и
длительности его воздействия.
Один и тот же повреждающий фактор, действуя на разных стадиях развития
зубочелюстной системы, может способствовать возникновению пороков
развивающихся
зубов: нарушению их структуры, снижению «способности к противостоянию»
тканей зубов к кариесу, замедлению и даже приостановке развития зачатков
зубов, что проявляется нарушением сроков прорезывания зубов в сочетании с
аномалиями прикуса. Период обызвествления более чувствителен к
неблагоприятному воздействию, чем другие этапы формирования зуба.
Основная причина возникновения пороков связана с гипоксией (понижением
содержания кислорода в тканях) в
организме матери и ребенка,
появляющейся в результате многих патологических процессов. Не меньшее
значение для формирования зубов имеют роды и постнатальное развитие ребенка.
К примеру, у недоношенных детей степень минерализации эмали существенно
ниже, чем у доношенных. Аналогичная ситуация и у детей, родившихся незрелыми.
Даже у доношенных детей обнаруживается скрытая
или явная кислородная недостаточность.
При удовлетворительном общем состоянии, в организме ребенка развиваются
компенсаторно-приспособительные реакции. Срывы адаптации, то есть наибольшая
степень риска, возможны в критические периоды жизни ребенка (поступление в
детские дошкольные учреждения,
школу), неблагоприятные условия внешней среды (содержание
F
и Са в воде и продуктах питания). Заболевания, перенесенные ребенком в
раннем
возрасте, способны нарушить эмбриогенез (заложение и развитие) постоянных
зубов.
Все о
формировании прикуса
|
Образ жизни ребенка в неонатальном периоде влияет также на формирование
функций зубочелюстной системы и прикуса ребенка. Например, если ребенок
находится на искусственном вскармливании, то риск развития у него
зубочелюстной аномалии возрастает в два раза, по сравнению с детьми, которых
кормили грудью до 6 месяцев. Отсюда правило: кормите ребёнка грудью – это
принесёт пользу вам обоим.
Если малыш спит и лежит не на твердой поверхности, а с подушкой в изголовье,
то у него
нарушается формирование шейного изгиба позвоночника и меняется направление
роста
челюсти. Так, высокое изголовье способствует смещению нижней челюсти вперед
и вниз,
(что может привести к формированию мезиального открытого прикуса), низкое
изголовье – смещению нижней челюсти назад и вниз (создает условия для
развития
дистального открытого прикуса).
На первом году жизни ребенка функция сосания является основным способом
приема пищи, от ее активности зависит рост нижней челюсти и ее выдвижение
вперед.
Начиная с 6 месяцев (с момента появления зубов), она постепенно вытесняется
функцией
жевания, а в случае сохранения своей активности после первого года жизни
ребенка, является главной причиной развития аномалий прикуса. Появлению и
закреплению вредных привычек сосания (губ, щек, языка, пальцев, других
посторонних
предметов) способствует неправильное использование пустышки (как средство
успокоения или для засыпания). У детей, чья сосательная активность не
удовлетворяется за время кормления, пустышка выполняет физиологическую роль
в течении 15-20 минут, т.
е. на время, необходимое для прохождения сигнала о насыщении от желудка к
мозгу. В
этом случае она способствует медленному угасанию сосательного рефлекса.
Как правильно чистить зубы
|
Гигиена полости рта – одно из самых простых мероприятий профилактики
стоматологических заболеваний. Качество ухода за полостью рта
существенно влияет на интенсивность заболеваний зубов и окружающих тканей.
Отсутствие регулярного ухода
за зубами у детей в период прорезывания зубов и формирования жевательного
аппарата
приводит к накоплению микробного налета, который мешает процессу созревания
эмали.
В местах скопления зубного налета возникает кариес и воспаление десны.
Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с трехлетнего
возраста. Прежде всего, ребенка надо научить чистить зубы одной щеткой,
смоченной водой, без пасты, а особенно приучить его к тщательному полосканию
рта. При этом
необходимо показать, как держать зубную щетку, как двигать ею по отношению к
зубам и
затем – как полоскать рот. Очень важно уже с раннего детства привить ребенку
чувство необходимости ежедневной чистки зубов, приучить к полосканию полости
рта после каждого приема пищи. Наиболее эффективной схемой гигиенических
мероприятий
следует признать чистку зубов утром и вечером после приема пищи с
обязательным
полосканием полости рта после завтрака, обеда и ужина. Менее эффективна
одноразовая чистка. Нерегулярный уход ничего не дает, так как зубной налет
успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное действие пищевых
остатков и микробов
сохраняется.
Движение щеткой при чистке зубов производят обычно по оси зуба, захватывая
часть десны и производя одновременно массаж мягких тканей. Для того чтобы
хорошо очистить зубы, необходимо около 300 парных (вниз – вверх) движений
зубной щеткой.
Чистят последовательно все поверхности зубных рядов: губные, язычные,
жевательные. Зубная щетка должна проникать в межзубные промежутки, между
буграми зубов, то есть
в места наибольшего скопления налета и задержки пищевых остатков. Вся
процедура должна занимать не менее 3-5 минут. При соблюдении этих условий
степень очистки от
налета будет достаточно хорошей.
Зубная щетка является основным предметом гигиены полости рта. Без нее нельзя
очистить зубы от налета и остатков пищи. Детям необходимо пользоваться
маленькой зубной щеткой, чтобы свободно манипулировать ею в полости рта,
последовательно очищая зубы со всех сторон. Длина ее головки не должна
превышать 20-25 мм, а ширина 8-10 мм. Щетина детской зубной щетки не должна
быть очень жесткой, так как эмаль детских зубов менее прочна, чем у
взрослых, а слизистая оболочка десны нежная и легко
ранимая. Ряды щетинок должны располагаться редко, на расстоянии 2-2,5 мм, не
более 3 в
ряду.
Зубная щётка – предмет
индивидуального пользования. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной
щёткой двум и более лицам, даже близким родственникам.
Три правила для
здоровья Ваших зубов
|
Чтобы сохранить зубы
здоровыми, необходимо выполнять три основных
требования:
1.
Соблюдение рационального питания.
Следует ограничить
употребление сладкого (особенно липких конфет, печенья и др.), заменить их
молочными продуктами, фруктами, овощами. Не допускать употребление мучных
продуктов и сластей в промежутках между основными приемами пищи. Важно
помнить во время пребывания в детском саду ребенок получает с питанием
дневную порцию сахара и поэтому не следует давать ему сласти дома. Лучше
приучить ребенка получать их в так называемый «сладкий
день», выбрав для этого субботу или воскресенье, когда у Вас есть
возможность контроля ребенка. После употребления сладкого следует
обязательно прополоскать рот водой, категорически исключить прием
сладкого перед сном.
2.
Гигиена полоти рта ребёнка.
Необходимо приучать ребенка чистить зубы и
полоскать рот. Очищение языка должно стать частью схемы гигиенических
мероприятий. Ответственность за проведение гигиенических мероприятий и
состояние полости рта детей до 2-х лет лежит на родителях. Поскольку у
маленьких детей только начинается формирование мелкой моторики рук, им
особенно трудно научиться правильной технике чистки зубов. Следует
отметить, что в зависимости от возраста рука и полость рта ребенка имеют
различные размеры, что делает невозможной стандартизацию средств по
уходу за полостью рта.
3.
Профилактическое посещение стоматолога два раза в год.
Врач назначит по показаниям лекарственные препараты
внутрь или местно, для нанесения на зубы, с целью профилактики кариеса.
Врач стоматолог поможет Вам вовремя предупредить возможные вредные
привычки у ребенка (сосание пустышки, пальцев, различных предметов) с целью
профилактики деформаций зубочелюстной системы, а в случае
необходимости своевременно направит к специалисту для устранения
нарушений функций дыхания, глотания и речи.
Уважаемые родители! Следует помнить, что в деле профилактики
стоматологических заболеваний очень важна Ваша заинтересованность и
инициатива. Врач стоматолог не может эффективно использовать имеющиеся
средства профилактики без Вашего активного ежедневного участия.
Любовь
Федоровна Ковалёва,
стоматолог детский,
врач высшей категории
клинический комплекс ОАО «Медицина»
Адрес:
Москва, 2-ой Тверской-Ямской переулок 10
Часы работы:
8:00—20:00
9:00—18:00
9:00—15:00
Телефоны:
Справочно-информационная служба: (7:30—20:00) (495)
995-00-33
Диспетчер скорой помощи (круглосуточно): 250-99-00,
250-99-03
Травматологический кабинет (круглосуточно): 251-52-97
Регистратура, взрослое отделение: 995-00-33
Регистратура, детское отделение: 250-02-78