Материал добавлен пользователем sanvov
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Да – посетителям, нет – похитителям, или - зачем платить
дважды?
Светлана АБРАМОВА, Никита ПОЛЯКОВ
Одной из наиболее зримых новаций фармрынка последнего десятилетия прошлого века
стало появление (в конце 90-х) и последующее планомерное увеличение количества
аптек с открытой формой торговли. Разумеется, современный формат
самообслуживания дает аптечной организации массу преимуществ (мерчендайзинговых,
имиджевых, ассортиментных и др.) перед традиционными аптеками, но вместе с тем
таит свои издержки и изъяны. К числу таких недостатков относятся, прежде всего,
кражи покупателями товаров, находящихся в свободном доступе. Конечно, свести к
нулю «несанкционированный вынос», а точнее просто воровство, лекарств и
парафармации из «свободной покупательской зоны» нереально, но добиться его
максимального снижения – можно.
КАДРЫ РЕШАЮТ… НЕ ВСЕ
Чтобы понять, сколь серьезна для «открытых» аптек проблема краж, достаточно
сказать, что даже в столь законопослушных странах, как США и Германия, доля
хищений в фармамаркетах колеблется в пределах 1-2% от ежегодного товарооборота.
Вот и получается, что экономическая успешность аптек с открытой формой продаж
определяется не только грамотным ценообразованием и продуманным маркетингом, но
и комплексом мер по профилактике «увода» товара из торговых залов.
Для начала отметим, что, безусловно, свою роль в сохранности товара играет
людской фактор – бдительность охранников и фармперсонала. Однако ставка на одних
лишь сотрудников, как показывает практика, малоэффективна. У фармспециалистов
основное внимание сосредоточено на своих, сугубо аптечных функциях, что же до
охраны, то и при запредельной зоркости «объять необъятное» они не в состоянии
(даже в аптечных «супермаркетах» с торговой площадью более 100 кв. м число
контролеров, работающих в смену, не превышает 2 человек). Можно, конечно, пойти
по пути увеличения штата охраны, но, помимо заметного роста расходов на оплату
труда новых сотрудников, этот шаг не лучшим образом сказывается на ощущениях
посетителей: обилие «надзирателей», пристально отслеживающих любое передвижение,
создает у покупателей чувство дискомфорта. А дискомфорт покупателя - это
опасность для аптеки потерять его.
«Переход на формат открытой выкладки требует более серьезного контроля над
товаром. К сожалению, мир далек от идеала, и попытки уйти с товаром, не
заплатив, встречаются не редко», - говорит Петр Грек, коммерческий директор сети
аптек «Первая помощь».
НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ БЛЮСТИТЕЛИ
Как следствие, ключевое значение приобретает рациональное применение
«неодушевленных помощников» - различных видов противокражных систем.
Не вдаваясь в конструктивные тонкости, напомним, что системы защиты ассортимента
(EAS-системы) представляют собой «оборонный комплекс» из специальных антенн,
создающих определенное поле, и соответствующей метки (датчика), которая при
попадании в это поле меняет его индукцию, в результате чего срабатывает сигнал
тревоги. В настоящее время в России используются три вида технологий таких
систем: радиочастотные (РЧ), электромагнитные (ЭМ) и акустомагнитные (АМ).
«Сразу замечу: если рассматривать только фармацевтический сегмент, то к помощи
радиочастотных систем аптеки прибегают крайне редко, - рассказывает Юрий
Гетогазов, директор по маркетингу компании «Антивор». - Это отнюдь не связано с
низким качеством радиочастотных устройств. По степени детекционной
чувствительности они превосходят электромагнитные и практически не уступают
акустомагнитным устройствам, но мало приемлемы для аптек из-за относительной
громоздкости жестких защитных датчиков, на которые реагирует система. Они скорее
подходят для защиты от краж, например, обуви, кожгалантереи, но мало подходят к
сравнительно миниатюрным упаковкам лекарств». Тем не менее в «следовых
количествах» радиочастотные системы в российских аптеках все же встречаются.
«Такие известные марки, как Detex line или, реже, Checkpoint, иногда
используются в провинциальных фармамаркетах. Причина – более низкая цена в
сравнении с другими видами EAS. Что же касается платежеспособной Москвы и
крупных мегаполисов, то здесь эксплуатируется исключительно электромагнитное и
акустомагнитное оборудование», - констатирует Юрий Гетогазов.
ПРОТИВОКРАЖНЫЙ ПАСЬЯНС
Действительно, проведенный нами опрос ряда случайно выбранных аптек в самых
разных районах столицы подтвердил этот тезис. Так, в трех из пяти исследованных
точек установлены электромагнитные системы.
«В общем, такая картина более-менее точно отражает список наиболее известных
марок EAS на российском рынке», - комментирует этот факт Юрий Гетогазов - Здесь,
однако, стоит учитывать, что, как и в случае с любой другой техникой, среди
электромагнитных брэндов есть представители раннего поколения (Certus, Meto и
пр.) и более современные, технологически усовершенствованные и эффективные
(например, BMI). Поэтому, оценивая степень популярности тех или иных моделей
среди аптек, нужно осознавать, что, скажем, за последние 10 лет в целом картина
спроса будет одной, но на более коротком промежутке времени (например, последние
2-3 года) динамика востребованности разных марок с учетом появления новых,
«продвинутых» разработок будет выглядеть иначе».
Еще в двух фармамаркетах, попавших в поле нашей выборки, используются
акустомагнитные системы (Sensormatic, WG Pro Guard).
«Системы АМ технологии, - отмечает Юрий Гетогазов, - долгое время были
представлены лишь одной фирмой – Sensormatic, поскольку эта компания обладала
исключительными правами на производство акустомагнитной техники. Ситуация
изменилась по истечении патента в начале нынешнего века: появившийся на рынке
новый игрок под маркой WG заявил о себе весьма убедительно и занял прочные
позиции на данном рынке. Два этих брэнда сегодня являются безоговорочными
лидерами в своей нише».
Источник: журнал "Российские
аптеки".