Объявления

Новости медицины / Генетика | Опубликовано 20-06-2008

Генетика
Материал добавлен пользователем st-cells

Сомнительные источники эмбриональных стволовых клеток в корейских исследованиях

Сообщение от исследователей Бостонской детской больницы и Гарвардского Института по изучению стволовых клеток пролило свет на сомнительные линии эмбриональных стволовых клеток, полученных в Корее, имевших рекордную правильность, и при помощи которых установлены необходимые стандарты описания человеческих эмбриональных стволовых клеток.

В 2004 году корейские исследователи сообщили о создании первых в мире эмбриональных стволовых клеток человека путем ядерного трансфера соматических клеток, путем перемещения генетического материала из клетки тела в яйцеклетку. Теперь же, исследование, возглавляемое учеными Отдела по изучению стволовых клеток Бостонской детской больницы Китаи Кимом и Джорджем К. Дэйли, продемонстрировало, что корейцы случайно создали совсем не то, что хотели – первые человеческие эмбриональные стволовые клетки получены при помощи партеногенеза, в процессе которого генетический материал для эмбриона создается только из донорской яйцеклетки.

«Мы теперь знаем, что эти якобы образованные при ядерном трансфере клетки в действительности были получены только из женской яйцеклетки», - говорит Дэйли.

Доклад корейцев, опубликованный в 2004 году в журнале «Science», был признан ошибочным тем же журналом в 2006 году из-за полученных доказательств, что ученые во главе с Хванг Ву-Зуком фальсифицировали данные. Первичные исследования первых эмбриональных стволовых клеток, полученных корейцами, показали, что по происхождению они партеногенетичны. Но анализ был неубедительный, и поэтому источник клеток до сих пор не был полностью описан в каком-либо рецензируемом журнале. А теперь в онлайн-версии журнала «Stem Cell» за 2 августа с.г. можно увидеть полное разъяснение данного вопроса.

Ким, Дэйли и их коллеги использовали сложные генетические технологии для сравнения эмбриональных стволовых клеток мыши, полученных из различных источников: из эмбрионов при естественном оплодотворении, из эмбрионов, полученных при партеногенезе (через искусственную активацию неоплодотворенных яйцеклеток), а также из эмбрионов, созданных посредством ядерного трансфера соматических клеток (путем замещения ядра яйцеклетки ядром клетки тела). Они также проверили 3 типа человеческих эмбриональных стволовых клеток, добытых из оплодотворенных эмбрионов, для сравнения с корейскими клетками, которые, по заявлению, были созданы при помощи ядерного трансфера.

Стало известно, что партеногенетические эмбриональные стволовые клетки имеют характерную особенность на генном уровне, что позволяет установить их биологические источники. Все клетки обычно содержат парные наборы хромосом, одна хромосома от матери, и одна – от отца. В процессе партеногенеза один набор хромосом копируется, в обеих хромосомах пары находится один родительский набор генов (проявляется гомозиготность, сокращающая генетическое разнообразие).

Ким и Дэйли предварительно показали, что т.к. хромосомы часто обмениваются генетическим материалом в начале мейоза, дублированные хромосомы не полностью идентичны, в определенных местах гены этой пары различаются. В эмбриональных стволовых клетках, полученных при партеногенезе, это проявляется особенно ярко в концах хромосом, в которых обмен генетическим материалом идет интенсивнее, чем в середине. В противоположность этому, в эмбриональных стволовых клетках, созданных при ядерном трансфере, обмен генетическим материалом по всей хромосоме происходит равномерно, что позволяет их легко отличать от партеногенетических клеток. Ким и Дэйли показали, что клетки, полученные корейцами, по данным свойствам являются партеногенетическими.

Так как ошибки в результате ядерного трансфера могут проявиться в партеногенетических клетках, Дэйли считает, что группа Хванга случайно получила партеногенетические стволовые клетки и не имела нужного оборудования для определения, что же у них появилось в результате. Первое успешное получение партеногенетических стволовых клеток из человеческого организма могло бы быть важным открытием, но Хванг и его коллеги решили представить свою разработку как клетки, полученные при ядерном трансфере.

Партеногенез – это метод размножения, вполне обычный для растений и некоторых животных, в котором женская особь может производить потомство без участия мужской особи. Группа Дэйли использовала партеногенез в лабораторных исследованиях для создания специальных эмбриональных стволовых клеток, которые могут помочь лечить болезнь без отторжения иммунной системой.

Недавно команда разработчиков продемонстрировала вполне осуществимый метод получения партеногенетических эмбриональных стволовых клеток, которые генетически совпадали с яйцеклеткой донора по генам, контролирующим образование тканей. Теперь исследователи пытаются создать подобные клетки из человеческого организма. Подробности на http://www.sciencedaily.com/releases/2006/12/061215091048.htm.

Дэйли, член исполнительного комитета Гарвардского Института по изучению стволовых клеток, а также президент Интернационального Общества исследователей стволовых клеток, отметил, что у ученых теперь есть 2 мощных инструмента: человеческий партеногенез, который можно использовать как эффективный метод получения человеческих эмбриональных стволовых клеток, а также генетическое тестирование, при помощи которого можно анализировать стволовые клетки и определять источник их получения. По словам Дэйли, в будущем ученые смогут создать главный банк партеногенетических эмбриональных стволовых клеток с генетически отобранными клетками для выявления иммунного отторжения у пациентов. Наличие генетического материала от матери, что нужно при партеногенезе, сократит проблемы, связанные с совместимостью тканей.

«Развитие этой идеи – можно соединить партеногенез и генетическое тестирование для идентификации тех стволовых клеток, который в данном случае будут наиболее полезны», - говорит Дэйли.

Он также добавил, что партеногенетические стволовые клетки не избавляют от необходимости создания стволовых клеток при помощи ядерного трансфера или из человеческого эмбриона. «Каждая из этих стратегий имеет свое собственное применение, есть конкретные типы исследований и фундаментальных вопросов (особенно в главных областях терапии), которые можно осуществить только с этими типами стволовых клеток», - говорит Дэйли.

Примечание: статья взята из выпуска новостей Бостонского детского госпиталя.

Источник: http://st-cells.com