Новости медицины / Онкология и гематология | Опубликовано 30-11-1999

Онкология и гематология

Российский ученый предложил новую теорию возникновения рака

Наука больше столетия бьется над загадкой рака. Одна теория сменяла другую, некоторые гипотезы становились затем аксиомами, другие бесследно исчезали в научных архивах. Немногочисленные ученые, посягавшие на создание единой теории рака, чаще всего встречали резкую критику или, напротив, замалчивание.

К концу ХХ века онкология пришла к выводу, что единой теории рака быть не может, поскольку нет одной, универсальной причины этой болезни. И тем не менее доктор биологических наук Андрей Лучник, сотрудник Института биологии развития РАН, рискнул обнародовать гипотезу, предлагающую новый путь борьбы с самой страшной болезнью современности.

Отправной точкой для рассуждений Лучника послужило особое свойство раковых клеток - хромосомная нестабильность (хрупкость). Это явление изучал в 70-х отец Андрея Лучника - известный советский ученый Николай Лучник. Факт частого возникновения разломов хромосом в раковых клетках известен. Но если обычная клетка (в которой хромосомы пострадали, к примеру, от облучения) умеет довольно быстро и успешно их ремонтировать, то раковая чаще всего ремонтирует лишь некоторую часть повреждений. Андрей Лучник считает, что способность хромосомы к ремонту связана с наличием в ней не одной, а двух идентичных спиралей ДНК. Это предположение ученый опубликовал в зарубежном научном "Журнале теоретической биологии" еще в 1982 году, а отчет о его экспериментальном подтверждении - в 1995-м.

Согласно гипотезе Лучника, при делении таких клеток у них с высокой вероятностью ломаются хромосомы и они погибают от некроза. Если доля таких клеток достаточно велика (около 10%), организм воспринимает опухоль как рану, которую следует залечить, то есть стимулировать ее клетки к делению. Но если число "мертвых" клеток в настоящей ране становится все меньше с каждым циклом деления, то раковых в каждом поколении все больше и больше - опухоль растет неограниченно, со временем убивая весь организм.

Гипотеза Андрея Лучника открывает возможности поиска новых методов лечения. Если первопричиной опухоли служит дефект бинемной структуры хромосом, то клетки с такими повреждениями можно прицельно уничтожать. Для этого можно будет использовать, считает ученый, вещества, которые помогают найти скрытые повреждения и сделать их явными, - о них в 70-е годы писал Николай Лучник, назвав псевдомутагенами. Гипотеза также дает единое объяснение, почему в ряде случаев успешна традиционная терапия - и облучение, и другие методы, и многие препараты, применяющиеся в онкологии, вызывают разрывы в однодуплексном участке хромосом раковых клеток и их массовую гибель. Конечно, любая теория только тогда может считаться подтвержденной, когда проверена практикой. Но борьба с раком - огромная задача, в которой любой новый подход заслуживает внимания, сообщает газета "Известия".

Источник: MIGnews.com