Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Успехи клинической психологии здоровья и психофизиологии
открывают новые пути к выздоровлению
Сергей Соколовский
К.м.н., доцент кафедры психологического консультирования ПГЛУ, Пятигорск
PashaPashin317@hotmail.com
Резюме. Изменения в психике и физическом состоянии не приходят сами по себе.
Либо они диктуются внешними обстоятельствами, либо специальными приемами
инициируются субъектами. Изменения внешних обстоятельств приводят к регрессу
одних организмов, и обеспечивают условия для успешного роста и развития других.
В этом смысле социальный дарвинизм уничтожает и репрессирует одних существ в
ущерб другим. Внутренний путь эволюции – сознательное использование законов
психофизиологии и нейрофизиологии для изменения поведения и психики в интересах
собственного здоровья, избавления от болезней, повышения качества жизни может
происходить как инсайт, но чаще нуждается в ступенчатом, поэтапном изменении
обстоятельств, подлежащих полному и косвенному регулированию, и в разных
авторских изложениях включает от 8 до 5 этапов, прохождение которых обязательно.
Освоение этих приемов – ключ к собственным изменениям, эволюции,
самовыздоровлению, и радостному ощущению жизни.
Введение. Кто из нас не мечтал с утра начать регулярно выполнять гимнастику,
бросить курить с понедельника, с вечера – учить иностранный язык, днем – пойти
на курсы по открытию собственного дела? Кто из нас не мечтал бросить все и
уехать, чтобы начать жить сначала? А кто не раздумывал о новом витке своей
карьеры? Все эти мысли объединяет три момента: они редко выполняются, часто
бросаются после первых неудач, и очень редко анализируются ошибки, что приводит
нас к постоянному наступанию на одни и те же грабли. «Люди хотят простых
решений»- говорил руководитель страны в 1989 году – Михаил Сергеевич Горбачев.
Таковы особенности нашего мозга – искать простые и понятные решения. Однако наши
просчёты связаны с тем, что окружающий нас мир целен, в нем переплетаются
множество противоречивых и взаимоисключающих тенденций, где правило: А вызывает
Б, чаще не работает. Это особенно касается человеческого поведения и
человеческой психики, являющихся результирующей миллиардов биохимических и
физиологических реакций в организме. Еще организм взаимодействует со средой,
которая в корне может поменять наши рефлексы. Так, я голодный, протягиваю руку,
чтоб съесть кусочек торта на столе, и кто-то говорит, что он испорчен, человека
уже увезли в больницу, моя голодная реакция меняется на страх и отвращение к
данной пище. Некоторые мои знакомые жалуются, что им трудно бросить курить.
Однако, если у них находят серьезное заболевание легких, и врач предупреждает
их, что это ведет к скорой смерти, почему то они бросают курить очень легко.
Значит, все-таки можно…
В конечном счете, все человеческие проблемы упираются в вопрос человеческого
поведения... Если бы богатые люди не жадничали, и больше тратили денег на помощь
бедным, если бы бедные старались больше работать, если бы преступники ещё раз
хорошо подумали, перед тем как решиться на преступление, если бы чиновники стали
честнее и добросовестнее, общественная жизнь стала бы более справедливой и
гармоничной. Однако, к сожалению, все попытки реформировать безумное
человеческое поведение оканчивалось неудачей, так как количество войн,
злоупотреблений и бедности в мире не уменьшается. Поневоле вспоминается
высказывание древнего гуру, что сумма добра и зла в мире остается постоянной (от
перемены добра и зла сумма не меняется?). Силовое решение вопросов только
ухудшает общественную ситуацию: продажа наркотиков, проституция, убийства – у
нас запрещены и строго наказуемы, но, тем не менее, встречаются на каждом шагу.
С течением времени ситуация только ухудшается. Еще большее усиление репрессивных
мер, как при сталинизме, приводит к тому, что убийцей, террористом и
преступником становится само государство, в размерах, намного превышающих
индивидуальную преступность. Может быть, к изменению человеческого поведения
приведет научно обоснованное воспитание? Но тогда, где новые прекрасные люди,
продукты гениальных систем воспитания Макаренко и Сухомлинского? Их
перевоспитательные общины так и не произвели на свет здорового, нового,
прогрессивного поколения. Их выпускники так и не стали, ни знаменитыми
общественными деятелями, учеными, ни реформаторами, ни положительными образцами
для молодежи. Бесчеловечные эксперименты нацистов по изменению человеческого
поведения через операции лоботомии, применение наркотических средств вызывали
грубую человеческую деградацию и десоциализацию, но не стабильное устойчивое
поведение, необходимое для каких- то целей. Когда великого физика Исаака Ньютона
спросили, почему он в своих исследованиях ограничился физикой и законами
движения механических тел, он сказал, что рассчитать движение механических
движущихся тел намного проще, чем безумного человеческого поведения.
Многие люди понимают это, и хотят меняться, но часто, не знают как.… В Коране,
источнике мудрости, Суре 12 «Гром» сказано, что «Бог не переменяет того, что
есть в людях, покуда сами они не переменят того, что есть в них». Новый Завет
также требует «Отложить прежний образ жизни ветхого человека… обновиться духом
ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и
святости истины (Ефесянам; 4:22-24).
Как же развить механизмы самоизменения, научиться эволюционировать в нужном
направлении, меняться к благому? И насколько это необходимо?
Давайте рассуждать логически. Раз Бог возложил эту задачу на человека, значит,
сам человек должен разработать оптимальный механизм собственного изменения
поведения… Некоторые пути к этому подсказывает бахаизм, видящий в воспитании,
обучении, образовании и просвещении – основные предпосылки развития и
стабильности человеческой личности, путь к осознанной эволюции.
История вопроса. В индийской Йоге, медитация «Випассана»- первая методика,
обучающая менять свое поведение через анализ чувств. Она требовала терпения,
большого труда, времени, и наставника (гуру). В Христианстве предлагались
методики исихазма, позволяющие через сочетания дыхания, слова и двигательного
повторения создавать основу для изменения поведения. В исламе такой силой
обладал Зикр, в синтоизме - Нэмбуцу. Нет никаких данных, что эти методы
заимствованы друг у друга. В отечественной психологии более всего к решению
этого вопроса приблизилась теория условных рефлексов Павлова и
когнитивно-поведенческая терапия, как синтез разносторонних приемов,
способствующих развитию и стабилизации нового поведения.
Особый интерес в этом плане вызывают взгляды психологов- эволюционистов на
эпигенетическую эволюцию и эффект Джеймса Болдуина. Доказано существование
эпигенетической эволюции, где наше измененное поведение закрепляется с помощью
рефлексов, и фиксируется впоследствии в генотипе. Так, в условиях недостатка
пищи, преимущество получали животные меньшего размера, это фиксировалось в их
генотипе, и впоследствии размеры животного мира земли пошли на уменьшение.
Джеймс Болдуин показал, что новое поведение определяет эволюцию, впоследствии
закрепляясь генотипически. Эффект Примака показал, что любая форма поведения,
заканчивающаяся приятным эмоциональным подкреплением, устойчиво фиксируется у
вида. Говоря проще, если твои родители, как и ты сам, больны сахарным диабетом,
а ты ведешь здоровый, профилактический образ жизни, твои дети (или внуки) имеют
шансы получить новый генотип, не поддерживающий активных патологических генов
твоего сахарного диабета. Но должно пройти время и систематические взвешенные
профилактические усилия, чтобы твой генотип обновился в следующих поколениях.
Вопрос формулируется так: я не в состоянии убрать собственные болезни и
расстройства, и причина их кроется в моих генах. Однако если я разовью
профилактические меры, и стиль жизни, несовместимый с прогрессированием моего
диабета (рака, гипертонии, атеросклероза, инсульта и т.п.) я могу направлять
эволюцию позитивно по отношению ко мне и моим собственным детям. Мои
неправильные гены - только инструменты для коррекции в последующих поколениях. С
другой стороны, причиной эволюции служит давление внешней среды, обеспечивающее
нужное изменение поведения, и внутренняя способность учиться изменению этого
поведения. Так, те животные, кто, спасаясь от хищников, которые поедали их
ночью, пробовали спать на деревьях, у кого-то это научение получалось лучше, что
спустя некоторое время изменило форму конечности и создало новые виды, живущие
на деревьях.
Цели изменений. Первичное предотвращение возникновения болезни вообще (первичная
профилактика). Предотвращение дальнейшего прогрессирования уже существующей
болезни (вторичная профилактика). Предотвращение инвалидности при уже
существующей болезни (третичная профилактика). Повышение качества жизни при
наличии заболевания (полнота, самодостаточность и качество жизни).
Предотвращение сопутствующих физических и ментальных расстройств. Сохранение и
укрепление позитивного физического и психического самоощущения (well-being),
полноты и качества жизни, ощущения физического, психического и социального
благополучия.
Так, после автоаварии, потеряв обе ноги, пациент продолжает работать,
воспитывает детей, в том числе – одного приемного, занимается посильным спортом,
остается социально активным человеком, не имеет вредных привычек, имеет много
друзей, летом путешествует всей семьей на автомобиле с ручным управлением.
Нетрудно за этим увидеть, что его состояние после травмы продолжает оставаться
позитивным и включает в себя отказ от нереальных ожиданий, он не обивает пороги
многочисленных клиник и врачей, обеспечение достаточной физической нагрузки,
сбалансированного питания, поддержание хорошего настроения, устойчивых
социальных связей и контактов, создание адаптирующей среды к своему заболеванию,
позитивный настрой, гигиена труда и отдыха, разумное планирование посильных
мероприятий, борьба с расстройствами настроения, доступное перспективное
планирование, предотвращение боли и депрессии, развитие самостоятельности и
собственной социальной и семейной полезности, участие в семейном воспитании.
Все это – новый динамический стиль жизни, приспособленный под его болезнь
(инвалидность). Хотя о какой оценке инвалидности в данном случае может идти
речь?
Все нововведения – вписываются в расписание дня : сколько и как спишь, сколько и
как ешь, что делаешь, как чувствуешь, как отдыхаешь… Это напоминает программу
Анонимных Алкоголиков – один день во времени….
Материалы и методы изменений.
Бросить курить можно легко, если у тебя найдут рак. Тогда на фоне эмоционального
шока легко поменять привычку. Можно бросить курить в порядке инсайта. Так, мать
сказала одному пациенту: А зачем ты куришь? А, действительно зачем? И в тот же
день бросил…. Бросить можно в результате целенаправленного переобучения. Но для
этого надо влиять на разум, чувства, активировать мотивацию и волю, менять
представления, развивать заместительные привычки. Действовать на что-то одно –
недостаточно эффективно. И действовать с разных сторон – Бог помогает многими
путями. При методических ошибках можно быстро бросить, и быстро снова вернуться
к курению.
В принципе, позитивные привычки – должны приобретаться через социальное научение
(А.Бандура). Но вот механизмы и составляющие части его – не изучены, и в
литературе – не освещены. В принципы большинство систем обучения ориентировано
на пассивное воспроизводство знаний, и послушность, что создает массу проблем и
технологическую отсталость. Необходимо новое полное описательное отображение
научения новому поведению и стилю жизни, как эффективный
психолого-педагогический процесс.
Современная медицина исходит из теории возникновения болезней, как
биопсихосоциального расстройства. Например, чтобы заболеть диабетом 2 типа, мало
имеет инсулинорезистентность и диабетические гены. Необходимо мало двигаться,
вести малоактивный образ жизни, неправильно питаться, быть тревожной,
невротической или депрессивной личностью, нарушать режим труда и отдыха, иметь
сидячую работу (о чем многие мечтают), уменьшать стрессы заеданием, иметь
сидячий стиль отдыха, иметь дисфункциональные межличностные отношения.
Реабилитация от диабета без исправления психологической и социальной
составляющей будет неполной, и не приведет к устойчивой ремиссии. Мне известен
пример, когда страдающий тяжелым заболеванием легких пациент ушел с
высокооплачиваемой работы в офисе, и пошел работать помощником лесника. Как Вы
думаете, что стало с его состоянием и болезнью?
Ребенок страдал тяжелым заболеванием: глютеновой энтеропатией: нарушался
нормальный рост и умственное развитие. Родители в панике возили его на
дорогостоящее лечение в Москву.
Но однажды вместо дорогих лекарств им пришлось переехать в район, где вместо ржи
и пшеницы использовалась кукуруза и рис. И заболевание пошло на убыль, так как
глютеновые белки, повреждающие организм в кукурузе и рисе не содержаться.
Чтобы измениться, необходимы веские обстоятельства, принуждающие к изменению.
Это – внешний путь. Это, так называемый «принцип бритвы Оккама»- сущности не
умножаются без необходимости». Поэтому, лучшим отвыканием от курения является
отпуск в том месте, где сигарет просто нет. Внутренний путь – это гармоничное
соединение образования, воспитания, мотивации и научения. Это есть инновационный
педагогический процесс, учитывающий многосторонние аспекты личности. Необходимо
обучать (и лечить) тело, сознание и душу одновременно (mind, body and spirit),
так как лечение части не приводит к устойчивому выздоровлению. В этом плане
пациенту прививается новый телесный, сознательный и духовный паттерн. Например,
кроме получения лекарств и уколов, при боли в спине пациент не только пробует
освоить новый двигательный стереотип, но и поменять стиль жизни, распорядок дня,
осознавать и медитировать на новых привычках и целях. Если раньше целью служил
лишний заработок, для чего он подрабатывал на стройке, перегружая спину, то
теперь целью стал духовный рост и уделение большего времени воспитанию детей.
Как же можно одновременно лечить тело, сознание и душу? Только сочетанием
телесных, духовных (спиритуальных) и образовательных методов, которые
объединяются в один вектор позитивной трансформации. Информационное агентство
Cohrein собрало из многочисленных источников наиболее полную информацию о том,
что «помогает» при сложных и запущенных хронических болезнях. Вы удивитесь: это
йога, медитация, смена стиля жизни, легкое недоедание (сокращение калорий)
направленное воображение и умеренные физические нагрузки, позитивный социальный
суппорт- всё, что называется физическим, социальным и психическим благополучием,
или well-being, что отражает качество жизни, пусть даже тяжело больного
человека.
При этом намечаются два противоположных пути влияния: трансформировать
восприятие, и за счет этого инициировать нужные изменения или учиться
воспринимать себя, как трансформацию, и меняться за счет другой допустимой
области трансформаций.
Наиболее полный и всеобъемлющий подход к процессу научения мы встречаем впервые
в восьмеричном пути познания истины в Буддизме. Эта схема, как нам, кажется,
наиболее полно охватывает процесс переобучения с позиций сознания, когнитивных
схем, поведения, представлений, нейролингвистики, личностных особенностей.
Это 8 последовательных ступеней сознания:
П. - понимание. Так, глубокое, осознанное, не механистическое понимание
механизмов влияния соли на давление, приводит пациента к решению не солить пищу,
что автоматически снижает его уровень артериального давления и защищает пациента
от инфарктов и инсультов.
Н-намерение. Намерение – активная мотивация. Нет мотивации (как у некоторых
запущенных алкоголиков) – нет результата в лечении.
Р - речь. Речь содержит в себе мотивирующую, научающую и трансформирующую
функцию. Использование тех или иных оттенков слов, может либо продвинуть тебя к
цели, либо опорочить её. Так, алкоголики, вносят дополнительную мотивирующую
информацию в разговор, называя пиво – пивасиком, а водку – беленькой. Как только
человек избавляется от зависимости, специфический алкогольный жаргон исчезает.
П-поведение. Пчела создает совершенный улей инстинктивно, а архитектор не может
создать никакое творение, не имея его образ в голове. Полное словесное (см.
пункт 3- речь) и образное представление, мтефора необходимого поведения –
непременное условие Вашего роста.
ОЖ-образ жизни. Правильное новое поведение должно естественным образом
инкорпорироваться в твой режим дня, образ жизни, представления и установки. Ты
не сможешь долго удерживать новые изменения в себе, если будешь, например,
сомневаться во вреде курения, или жить среди курящего коллектива. Если у тебя не
выработался альтернативный стиль поведения, несовместимый с курением, опасность
возврата старого велика. Если всякий раз, когда ты хочешь закурить, ты бежишь в
спортзал или занимаешься медитацией – значит, в тебе происходит замещение
старого на новое.
У-правильные усилия. Во-первых, необходимо их так распланировать, чтобы запас
усилий не кончился через 3 дня. Сколько ценных начинаний мы бросали, так и не
доведя ничего до конца. Во-вторых, их надо поддерживать положительными эмоциями
так, чтобы хватало сил развиваться в этом направлении. В третьих – точка
направления усилий не всегда явно связана с целью. Так усилия по предотвращению
онкологии, кроются не в каких либо прямых методах, подавляющих опухоль, а
косвенных: питании, движении, снижении стрессов, устранении канцерогенных
факторов окружения, косвенно влияющих на сам процесс. Точка приложения усилий
при синдроме хронической усталости лежит не в повышении силы, а в приемах,
позволяющих экономить и равномерно распределять исходно невысокий уровень
собственной энергии. При дегенеративных заболеваниях суставов усилия
направляются не на снижении воспаления суставов, что является в запущенных
стадиях невозможным, а в улучшении питания разрушенного хряща, и расширение его
допустимой двигательной активности.
П - памятование. Памятование и правильное мировосприятия означают, что твои
навыки не забываются и становятся частью твоего существования. Для этого надо
любить новое знание и стремиться осуществлять его. Ситуация, что ты начал
изучать английский язык, заниматься спортом, а через 2 недели увлеченности все
это бросил - становится невозможной.
С-сосредоточение. Сосредоточение – эксклюзивный финиш инновационной
образовательной технологии. Ты должен слить воедино новое знание, научение,
мотивацию, веру в успех, ежедневный труд, усилия и терпеливое продвижение. Для
этого более всего подходит медитативные техники слияния, создание новой сущности
на основе отдельных фрагментов креативного потока восприятия, слияния многого в
рабочее одно.
Современная психотерапевтическая научающая (образовательная) технология (7
этапов).
О- образование. Передача субъекту научно обоснованных данных не только облегчает
решение задачи, но и освобождает его от неправильных поступков и ошибок. Так,
научно проверенная информация об особенностях протекания тревожных расстройств и
посттравматических стрессовых – уменьшает само стрессовое расстройство и
укорачивавает период его протекания. Данные о позитивном и негативном копинге
спасают тысячи пациентов от типичных ошибок.
М - Мотивационное интервьюирование. Без мотивации никакое движение вперед
невозможно. Алкоголик не будет лечиться, полный не будет худеть, пациент с
больным суставом не будет его разрабатывать. Студент не будет усиленно заучивать
информацию. Правила мотивационного вмешательства говорят нам о том, чтобы
связывать каждое движение вперед с повышением мотивации клиента. Для этого
используется техника мотивационного интервьюирования, мотивационной дискуссии и
повышения самомотивации.
Р-релаксация. Если в процессе обучения и переобучения у обучающегося появиться
сопротивление, (под маской лени, неприятия и т.п.) мы его потеряем, как и
конечный результат Для исключения этого фактора все последующие интервенции
проводятся на фоне релаксации. Клиент обязательно обучается релаксационным
техникам Джекобсона и Шульца, аутогенной тренировке и только на фоне этого
проводятся последующие когнитивные и поведенческие методы. При наличии
релаксационного фона нет критики, и усвоение новых умений и понятий идет легко.
К-когнитивные интервенции. Работа с когнитивными дисторсиями – это разоблачение
неконструктивных представлений, мешающих прогрессу научения, и замещение их
продуктивными. Так при изучении иностранных языков – для лиц с образной памятью
отказ от слухового запоминания информации и замена её образным или ассоциативным
запоминанием. Поиски клиент - центрированной формы эффективного обучения. При
консультировании лиц с тревожными расстройствами – обучение пациента не
связывать скачок внутренней тревожности с внешними обстоятельствами, мышлением и
поведением, появление у него понимания, что это только вспышка внутренней
болезни, а не катастрофическая угроза действительности (отрыжка заболевания).
Для лиц с депрессиями – не связывать плохое настроение и упадок сил с некими
фатальными внешними обстоятельствами. Анализируются и исправляются когнитивные
ошибки к обучению: например, механистичность и бездуховность, ведущая к утрате
мотивации и прогресса.
П-поведенческие интервенции. Согласно теории эволюции, это в первую очередь
контроль стимулов, или такая организация обстоятельств, чтобы нельзя было не
учиться, учится, и применять знания – хотелось (подкрепление). Также контроль
последствий – оценка результатов, подкрепление, переход на более сложный
уровень, или возврат к старому усвоению при недостаточном. При тревожных
расстройствах – это экспозиция (подвергание травмирующему фактору или
реструктуризация – развитие несовместимых со старыми реакциями действий. Так,
при лечении трихотилломании у одной студентки – все действия повторялись, но не
доводились до конечного результата выдергивания волос…
ПО-проблем ориентированное фокусное консультирование. Это логотерапия
образовательного процесса. Учитель и ли психотерапевт преследует цель
интенсификации всех внутренних и внешних ресурсов для установления и достижения
позитивных целей, в которые бы процесс научения вписывался как неотъемлемый
элемент. Нельзя лечить депрессию в результате потери работы, не интенсифицируя
все ресурсы личности для поиска другой новой работы.
С-смена стиля жизни и интеркоммуникаций. Стиль жизни определяет обучаемость,
заболеваемость и смертность. Шансы у почтальона, проходящего на селе 10-15 км, в
день заболеть атеросклерозом и неврозом в десятки раз меньше, чем у офисного
работника в городе. Находясь в кругу пьющих и курящих, намного труднее
удержаться в трезвости, а вот пребывание в компании Анонимных Алкоголиков
намного повышает твои шансы к выздоровлению. Провождение времени в кругу таких
же обучающихся намного повышает результат обучения. Рак кожи встречается во
много раз реже у людей, не любящих загорать на солнце. Неврозы и депрессии у
городских жителей встречаются гораздо чаще, чем у сельских.
Легкое голодание в пожилом возрасте и умеренное употребление алкоголя продлевает
жизнь, а сахара и соли – укорачивает.
6 шагов креативной прикладной модификации (САМ©), как фактора обучения и
психокоррекции.
О-образование. Как пример, студент учит информационную составляющую тревожного
расстройства, и учится передавать эти знания пациенту.
Р-Распознавание. Студент учится распознавать тревожное расстройство у пациентов,
а пациенты учатся с его помощью распознавать возникновение расстройств у себя.
БУР-Безусловный-условный рефлекс (Вальсальвы, Ашнера, задержки дыхания,
Чермака-Геринга). Студент учит клиента при возникновении эпизода расстройства с
помощью ярких отвлекающих рефлексов тормозить его и переходить к более
адекватным реакциям на вспышки тревоги.
ПО-Превентивный ответ. Для этого студент сначала изучает более адекватные
реакции на тревогу, потом моделирует несколько новых альтернативных реакций с
пациентом образно, вербально и символически.
П-подкрепление БУР. Для стабилизации новая альтернативная реакция подкрепляется
трофотропным безусловным рефлексом, например позитивным мимическим рефлексом,
рефлексом диафрагмального дыхания или Вальсальвы.
П-памятование, поминание. Студент учится удерживать базовые понятия и техники
при тревожных расстройствах, и своевременно применять их, а пациент – программу
самопомощи в собственной памяти.
5 путей инициации нового поведения.
-1.МУ-мантра или упражнение. Определенное слово или вызываемый вегетативный
рефлекс формируется, как основа инициации последующего условного рефлекса и
нового поведения
-2.Д-глубокие дыхательные техники. Прошло время мистики в области медленного
глубокого дыхания. На сотнях экспериментов доказана способность медленного
глубокого дыхания снижать уровень тревоги, депрессии, артериального давления (Am.
J Hypertens., 2003; 16,484-7).
-3.Р-фокусированный разговор. Многие наши пациенты отмечают, что их душевная
боль и страдание ухудшит при внимательном участливом разговоре с ними, Для этого
и существуют службы спонсорства в Анонимных Алкоголиках, телефоны доверия.
-4.Л-прием лекарства. Распознать растущую диссоциацию и вовремя принять
лекарство, один из приемов динамического мониторинга собственного состояния.
-5.У-создание специфических обстоятельств или бегство в ,,убежище ''. Один из
наших пациентов в случае вспышки заболевания научился уходить в соседнюю комнату
и читать успокаивающую любимую книгу.
4 Этапа осознанной микроэволюции поведения
ВС-Техники контроля внешних стимулов. Микроокружение переструктурируется так,
что развивается несовместимое со старым поведение, Например, человек, бросил
курить, и организовал свой день так, что в течение дня у него нет денег на
сигареты, не контактирует с курящими, нет рядом никаких сигарет, провел время с
другом, который бросил курить и делится с ним личным опытом.
АЭК-Техники контроля внутренних стимулов: аверсивного торможения, экспозиции и
конверсии. Аверсивное торможение – при виде сигарет инициировать у себя тошноту.
Экспозиция – видеть сигареты и ничего при этом не чувствовать. Конверсия – при
возникновении желания курить, например, идти в спортзал или совершать быстрые
прогулки
ИР-Инверсия или реструктуризация отношений. Отношения остаются, но наполняются
иным структурным содержанием, с помощью когнитивных деформации, например,
чувство голода, у сбрасывающего вес, интерпретируется, как чувство жажды.
ЦМ-Идентификация и целевая модификация всех подлежащих контролю факторов
расстройства. Выявляются все факторы, которые можно менять, в отличие от
немодифицируемых факторов. Например, при бессоннице меняется подушка, делается
мягче или тверже матрас, подбирается музыка и книга, способствующая дремотному
расслаблению, подбираются продукты, способствующие более быстрому наступлению
сна, например молоко с медом, или печенье, осваиваются упражнения,
способствующие наступлению сна, например методы релаксации, и всё это
объединяется в единую систему подготовки ко сну.
3 этапа абстрактного познания истины от первичных ощущений
СО-От простого созерцания ощущений. Клиент учится наблюдать за собой, как бы со
стороны (Отделение чувств от объектов)
РД-К абстрактному Размышлению и Диалогу с амбивалентным «Я''. Клиент учится
диалогу с собственным расстройством и поискам альтернативных решений. (Выявление
расстройства и диалоговый поиск).
П. - К новому практическому Поведению. Клиент учится применять те подходы и
методы, которые выявляются в процессе диалогового поиска.
**- ДДП - Все Важные техники сочетают Движение, Дыхание, Памятование
2 этапа изменения
СО-страх, отвращение, брезгую. По мере работы над собой схема самоменеджмента
упрощается: вижу сигареты, вызываю отвращение.
УЗ-убегаю, избегаю, забываю. Ухожу из рисковой или неблагоприятной ситуации.
Забываю о плохой привычке.
1-Один шаг.
Это когда повторение некоего «волшебного слова» вызывает весь каскад необходимых
реакций. Для этого с помощью тренировок это слово связывается с необходимым
состоянием, как рефлекс. Слово больше выступает, как символ, объединяющий разум,
эмоции, мотивы, веру. В религиозных практиках это встречается, как Зикр, молитвы
Исихазма, Мантры.
Алла-У-абха...
Где вместе эмоции, вера, разум, воля...
Помилуй мя...
Ла Иллаха илла Аллаху
Ум Мане падме хум
Нэмбуцу
Смещение ,,локуса контроля,, - это перенесение внимания и наблюдения с одних
сторон действительности на другие. Например, заикающийся в момент начала речи
концентрируется на медленном выдохе, и теплом ощущении горла, за счет чего
устраняется спазм речи. Сбрасывающий вес фиксируется на вкусовых ощущениях,
возникающих в полости рта, игнорируя другие и т.п.
Обсуждение. Чтобы эти методики работали, они должны воздействовать на тело,
разум и душу, т.е. включать в себя телесный, рациональный и эмоциональный
компонент. При этом осуществляться с такой искренностью и интенсивностью, как
будто выполняются «в последний раз». Формальность и механистичность недопустимы,
так как не активируют внутренних ресурсов.
Цель таких методов – развитие нового адаптивного сознания. Наше сознание – это
индивидуальная рефлексия наших страхов, ожиданий надежд, обязательств, болезней.
По волшебному мановению мы не можем приобрести новое сознание, более целостное и
конструктивное для нас, так как опутаны старыми рефлексами, предрассудками и
установками. Подобно тому, как хозяйка убирает захламленную грязную квартиру, и
она предстаёт после уборки красивой сияющей и чистой, мы должны избавиться от
хлама неправильных установок и предрассудков, неправильных действий, и стать
более креативными. Но сделать это трудно. Для этого, как минимум, необходимо во
всех отношениях представить себе новое состояние благополучия (вербально,
образно и как символ, метафору), и всякий раз, когда старые ненужные привычки
хотят в нас возобладать, с помощью яркой вегетативной парасимпатической
стимуляции, переводить организм на новый рельсы. Стрелкой перевода будет служить
медитация, мантра или рефлекс Вальсальвы, к примеру, а правилами перехода –
восьмеричный путь познания Будды, о котором мы выше говорили.
В психологии есть понятие «выученная беспомощность», когда при наличии разумного
решения проблемы, клиент отказывается от разумных действий, предпочитая их
пассивной покорности. Наша задача – создать у людей ощущение поиска разумных
альтернативных вариантов, и активного взвешенного поведения, направленного на
решение проблем.
Переход для этого – адаптированные для сегодняшней жизни методы медитации.
Исследования ученых Дальянского технологического университета, КНР, подтвердило
снижение уровня гормонов стресса у занимающихся медитацией 20 минут в день,
изменение кровоснабжения головы по данным МРТ, снижение уровня кортизола,
беспокойства, депрессии, гнева, усталости, снижение сердечнососудистых
расстройств, артериального давления, повышения активности парасимпатической
нервной системы, особенно при увеличении амплитуды дыхания животом и уменьшения
объема грудного дыхания. При этом менялась скорость кровообращении и
электрическая активность головного мозга. Ментальный тренинг становится
незаменимым в условиях высокого темпа современного общества, и сводиться к
остановке непродуктивных мыслей, чувств, ощущений, установок и предрассудков.
При этом – использование вегетативных рефлексов, например Вальсальвы и
диафрагмального дыхания, - это рычаг перевода сознания в новое русло.
При креативной медитации объединяется субъект познания, само познание
(состояние) и объект познания. Так, я не хочу делать гимнастику, потому что это
мне противно. Сначала я нейтрально представляю эти упражнения, потом себя и
упражнения, потом себя, радостное выполнение и сами упражнения; когда все три
вещи сливаются в поток, я становлюсь другим, личность меняется. Секрет прост:
полюби разумное, и все станет на свои места. Чтобы полюбить, надо учиться
привязывать хорошее к приятному, подкреплять его. И как влюбленный молодой
человек, стремящийся к своей возлюбленной, ты будешь постоянно стремиться к
разумному, доброму, вечному.
Так как человек состоит из тела, разума и души (body, mind and spirit) , его
состояние благополучия определяется балансом физической, умственной и духовной
(эмоциональной) деятельности. Недостаток движения так же быстро приводит к
депрессии, как умственная неграмотность или бездуховность. Удерживать равновесие
этих сил – наша задача.
В общей схеме образования работают мысли (передаваемые знания), чувства (
позитивный и терпеливый эмоциональный настрой) и воля ( устойчивая мотивация,
вера, намерение, усилия). Недооценка любого из этих фактов приводит к регрессу
обучения. В большинстве образовательных учреждений обучение сводится к
механистической и схоластической передаче знаний. Но еще Библия говорит нам, что
« буква убивает, а дух животворит» (2-е Коринфянам, 17:6).
Благополучие или качество жизни - новые понятия психологии здоровья. Они
включают в себя положительное мироощущении и оптимально возможное
функционирование, ощущение самодостаточности и полноты «я». При этом уровень
болезни может оставаться таким же, но активность и позитивное мироощущение –
высоким. На уровень качества жизни при хронических болезнях также влияют
домашние животные, занятия лечебными оздоровительными техниками (йога, ци-гун),
медитация, позитивные социальные коммуникации (клубы по интересам, близкие
родственники, друзья), музыка. По этим направлениям существуют формы
психосоциальной реабилитации.
Опубликовано с согласия автора 01.08.2009