Новости медицины / Генетика | Опубликовано 21-07-2002

Генетика

Модифицированная пища может изменить человека?

В ходе исследования, проведенного группой британских генетиков из университета Ньюкасла-на-Тайне, выяснилось, что ДНК из клеток генетически модифицированной пищи заимствуются бактериями, составляющими микрофлору кишечника человека.

Чтобы определить, каким образом генетически модифицированная пища взаимодействует с различными компонентами пищеварительной системы человека, исследователи отобрали 12 добровольцев, у которых не было никаких проблем со здоровьем, и 7 - с удаленной хирургическим путем толстой кишкой. Накормив добровольцев гамбургерами и молочными коктейлями, содержащими генетически модифицированную сою, ученые затем тщательнейшим образом исследовали их экскременты.

В итоге выяснилось, что в испражнениях у здоровых людей нет никаких признаков наличия генетически модифицированных ДНК. В группе же людей с удаленной толстой кишкой ситуация оказалась иная. Около 3,7% генетически модифицированных ДНК "выжило", а у 3 из 7 добровольцев были обнаружены бактерии, заимствовавшие из пищи генетически модифицированные ДНК сои. При этом нормальные ДНК сохраняются в кишечнике так же, как и генетически модифицированные.

Чтобы объяснить разницу в результатах этих двух экспериментов, генетики выдвинули гипотезу о том, что ДНК могут "выживать" только в тонком кишечнике, а при попадании в толстый кишечник они полностью разрушаются. Скорее всего, заключают исследователи, что в кишечнике людей, подвергшихся илеостомии, вырабатывается меньше разрушающих ДНК энзимов, чем у здоровых.

После публикации данных этого исследования группа г-на Гильберта провела независимый эксперимент, в ходе которого было доказано, что так называемые плазмиды из генетически модифицированных ДНК могут заимствоваться микрофлорой кишечника напрямую, целиком, но лишь одной клеткой из трех тысяч. При этом ученые утверждают, что плазмиды, в принципе, не способны передавать генетическую информацию клеткам кишечника. Следовательно, свидетельств того, что генетически трансформированная соя может представлять серьезную угрозу здоровью вследствие действия механизма переноса генов. По материалам NewScientist