Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Четырехмодульная теория экстремизма и восемь векторов
эффективных редукционных психосоциальных интервенций
С.Р.Соколовский, доц. ПГЛУ.к.м.н.
Пятигорск, Россия
Pasha713@mail.ru
Существующие теории психологии неудовлетворительно отображают природу
экстремизма и внутривидовой человеческой агрессии, так как вследствие особой
социальной значимости и трагичности проблемы излишне политизируют одни
компоненты, не учитывая всех совокупностей вызывающих экстремизм этиологий.
При этом данная схема работает плохо, так как не дает реальных инструментов
редукции терроризма, кроме силовых, не позволяя биологическим, медицинским,
социальным и психологическим наукам находить свои пути осмысления терроризма,
как глобального феномена, и разрабатывать специфические методы предупреждения и
интервенций, характерных для данных областей человеческого знания.
Кафедра психологического консультирования ПГЛУ разрабатывает более эффективную
для общественных структур четырехмодульную теорию экстремизма, которая включает
биологический (А), социальный (Б), психологический (В) и экологический (оперантно
и средово - обусловленный) (Г) компоненты экстремизма.
У специалистов, работающих по данной модели, появляются новые возможности и
потенциал для активных и превентивных вмешательств:
1. На уровне биологического модуля, обследовать и сканировать различные
контингенты и социальные группы населения, выявляя исходный и потенциальный
уровень нетолерантности и агрессии, разрабатывая предупредительные и
реабилитационные программы.
2. На уровне социального модуля выявлять триггерные факторы социальной агрессии,
служащие основанием для вмешательств политических организаций, социальных служб
и общественных организаций.
3. На уровне психологического модуля не только выявлять психологическую
предрасположенность к экстремизму в рамках патопсихологии, акцентуаций личности,
когнитивных деформаций, дисфункциональных интеракций и интеркоммуникаций, но и
успешно трактовать эти факты в рамках личностных, антисоциальных и оппозиционных
расстройств, для которых разработаны методы психосоциотерапии и профилактики.
4. В экологическом модуле – рассматривать всю совокупность окружающих условий,
понятий, представлений и обстоятельств, как подлежащую модифицированию среду,
для устранения скрытого оперантного обуславливания по Скиннеру, инициирующего
«поведение терроризма».
Влиять на некоторые факторы экстремизма и терроризма, как поведения группы,
можно только в рамках гибких психологической теорий, похожих на «теорию струн» в
квантовой физике, определяющую возникновение иных эмоций и поведения, как
частотное изменение единой экзистенциальной «струны эмоций и поведения», как
результирующего вектора множества сознательных, подсознательных и
бессознательных констеллят, каждую из которых специалист оценивает по силе,
частоте и взаимному влиянию.
Когнитивные вмешательства в социальных программах предотвращения экстремизма и
терроризма включают:
1. Модуль просвещения и образования, включающий формирование новых адаптивных
представлении
2. Инициацию новых намерений в дифференциальных группах населения
3. Лингвистическая переинтерпретация всех отражаемых и обсуждаемых событий в
обществе
4. Образовательные циклы по конформному и толерантному поведению, развитию
ассертивности.
5. Развитие позитивных элементов стиля жизни
6. Обеспечение постоянства усилий общественных и профессиональных организации в
данном направлении.
7. Сохранение баланса всех 4- х. направлений во всех общественных программах
8. Сохранение концентрации и сосредоточенности всех программ на «я-концепции»
личности, как ядерном звене всех последующих девиаций.
Лаборатория психологического консультирования готова системно внедрять эти
программы в практику и открывает путь для возможных дискуссий:
Psycons.psf@pglu.ru
Опубликовано с согласия автора