Особенности национального лечения
В конце 2009 г. прошло глобальное онлайн-исследование компании Nielsen, в
котором приняли участие более 27 тыс. регулярных интернет-пользователей из 54
стран мира. Оказывается, что россияне, стремясь вернуть себе хорошее
самочувствие при легких проблемах, все чаще делают выбор в пользу «быстрых»
безрецептурных средств. Как и во многих европейских странах, в России фармацевты
имеют все большее влияние на выбор безрецептурных препаратов в аптеках.
Самое распространенное недомогание, на которое чаще всего жалуются потребители
во всем мире, - головная боль (испытывали за последние три месяца 44%
респондентов). Наряду с головной болью, другие самые распространенные
недомогания, на которые чаще всего жалуются потребители в целом по миру:
простуда (38%) и кашель (34%).
Россияне немногим отличаются от пациентов остального мира. Отечественный
топ-лист недомоганий выглядит следующим образом: головная боль (испытывали за
последние три месяца 57% опрошенных), простуда (56%) и насморк/заложенность носа
(53%). Также к наиболее частым легким заболеваниям у россиян относятся боли в
спине и кашель (по 44%).
Решение дилеммы - идти на консультацию к специалисту или заняться самолечением -
зависит от степени тяжести заболевания и национальных особенностей характера
больного. Так, боль в горле и кашель обычно вынуждают типичного американца
отправиться в соседнюю аптеку. Там он покупает свое любимое средство, которое
выбирается на основе собственного опыта использования. Американцы редко
спрашивают совета у фармацевта (если вообще спрашивают), и уж почти никогда они
не привлекают врачей для лечения столь распространенных недомоганий.
Европейский потребитель привык воспринимать фармацевтов как важный источник
информации о здоровье и методах лечения. Это следствие многочисленных кампаний,
проводимых правительствами европейских стран и поставщиков медицинских услуг, по
позиционированию фармацевтов как экспертов в области первичной медицинской
помощи. Как показал опрос Nielsen, с фармацевтами в Европейском регионе
советуются почти так же часто, как и с врачами.
Россияне чаще всего выбирают безрецептурное средство лечения, ориентируясь на
рекламу, а также свой предыдущий опыт, и склонны советоваться в выборе
безрецептурных препаратов с фармацевтами, демонстрируя готовность обращаться к
ним за консультацией даже чаще, чем к врачам. «Результаты исследования
подчеркивают особенности восприятия аптек российскими потребителями как
медицинского учреждения, а не как обычной точки розничной торговли», - говорит
директор отдела потребительских исследований «Nielsen Россия» Ольга Малинкина.
Потребители, как правило, хотят самостоятельно лечить легкие недомогания. В этой
ситуации роль фармацевтов оказывается главной - именно они могут посоветовать
клиентам, какой препарат лучше всего подходит для лечения конкретного
заболевания, причем сделать это уже в точке продаж, откуда пациент вряд ли уйдет
без покупки.
В Северной Америке фармацевты рассматриваются как представители розничной
торговли, в то же время в Европе - как специалисты по лечению легких
недомоганий. Эти взгляды достаточно прочно укоренились в сознании потребителей
соответствующих регионов и их необходимо учитывать производителям лекарственных
средств при планировании своей маркетинговой активности. В Европе на страны, где
разрешена продажа безрецептурных препаратов в розничных сетях, имеющих
соответствующую лицензию, приходится от 60 до 90% оборота всего рынка. Если
аналогичные поправки появятся в российском законодательстве, у фармкомпаний,
представленных на отечественном рынке, появятся новые обширные каналы розничных
продаж, потенциал которых трудно недооценивать.
Статья опубликована в газете "Фармацевтический
вестник"