Новости медицины / Фармакология и фармация | Опубликовано 10-09-2002

Фармакология и фармация

Скоро все таблетки будут делиться на «мужские» и «женские»

Известно, что женщины, страдающие нарколепсией – нарушением, которое характеризуется непреодолимой сонливостью в дневное время – реагируют на лечение модафинилом иначе, чем мужчины. Согласно результатам нового исследования, причиной этих отличий может быть различия в строении гена, зависящие от пола больного.

Это открытие является дополнением к огромному числу доказательств того, что в определенных отрезках ДНК существуют незначительные различия, которые зависят не только от расы и национальности, но и от пола.
Так как минимальные генетические изменения могут привести к большим различиям в реакции организма на лекарства, исследователи считают, что дни «голубых» и «розовых» таблеток не так далеко.

Фармакогенетика – интенсивно развивающаяся на данный день область медицины, которая изучает взаимодействие лекарств с генами. Информация, собранная на данный момент, дает уверенность в том, что курс лечения скоро будет подбираться в соответствии с генетическими особенностями пациента.

Исследователи надеются, что генетический отбор позволит выявлять людей, наиболее чувствительных к препарату, а также пациентов, которым лекарство может принести вред.

Нарколепсией страдает около 100 000 американцев. В прошлом году доктор Меди Тафти (Mehdi Tafti) из Женевского университета, Швейцария, обнаружили доказательство того, что ген СОМТ играет роль в развитии симптомов нарколепсии. Этот ген отвечает за синтез фермента, участвующего в метаболизме дофамина. Препарат модафинил уменьшает стремление больных уснуть.

Исследователи также отметили, что мужчины и женщины обладают разными формами СОМТ. Форма L, которая отвечает за малоактивную форму фермента, встречается чаще всего у женщин, тогда как у мужчин была выявлена Н форма гена, при которой белок обладает высокой активностью.

Также было отмечено, что модафинил действует гораздо эффективнее, если фермент малоактивен.

В своей последней работе швейцарские исследователи обследовали 84 больных нарколепсией. В очередной раз было выявлено, что у женщин наиболее часто встречалась L форма гена, и им требовалось на 100 мг меньше препарата, чем мужчинам.

«Разница в дневной дозе препарата, связанная с полом и СОМТ геном поможет подбирать индивидуальный курс лечения модафинилом, а также осветить важность изучения генетических основ реагирования организма на лекарства», – сообщили авторы исследования в своей статье, опубликованной в The Pharmacogenomics Journal.

Источник: Mednovosti.Ru