Пресс-релизы / Травматология и ортопедия | Опубликовано 01-02-2012

Травматология и ортопедия

Ученые приблизились к разгадке механизма лечения черепно-мозговых травм стволовыми клетками

В течение многих лет ученые ищут новые методы лечения черепно-мозговых травм, и накопленный опыт доказывает, что применение стволовых клеток значительно улучшает функционирование мозга. Но как же эти улучшения происходят - до сих пор остается загадкой.

Однако недавно американские исследователи после масштабного эксперимента на крысах обнаружили ряд белков, которые реагируют на трансплантацию стволовых клеток и могут помочь в разработке безопасной и эффективной терапии черепно-мозговых травм.

Исследователи филиала Техасского медицинского университета в Галвестоне (США) в экспериментах с лабораторными крысами и аппаратом, имитирующим воздействие травмы на человеческие нейроны, определили основные молекулярные механизмы, с помощью которых стволовые клетки, которым суждено превратиться в нейроны, участвуют в восстановлении после травм. Одним из самых тяжелых последствий после черепно-мозговой травмы является повреждение отростков нейронов: аксонов и дендритов. "Аксоны и дендриты нейрона - основа межнейронной связи, в случае их утраты, функция нейронов теряется", - сказал профессор Пин Ву, ведущий автор статьи в журнале Neurotrauma. "В этом исследовании мы обнаружили, что трансплантация стволовых клеток препятствует дальнейшему аксональному повреждению и способствует отрастанию новых аксонов, через ряд ранее неизвестных молекулярных механизмов".

Ранее ученые уже обнаружили, что нервные стволовые клетки выделяют специальное вещество (так называемый глиальный нейротрофический фактор), которое помогает мозгу оправиться от травмы. А в процессе этого исследования ученые выявили около 400 белков, которые по-разному себя ведут при инъекции нервных стволовых клеток после травмы, а также белок альфа-актин гладких мышц, который в повышенных количествах образовывался в результате травмы, хотя всегда считался не характерным для мозга.

Чтобы прояснить механизм положительного влияния стволовых клеток на человеческие нейроны ученые прибегли к любопытному методу. Исследователи поместили человеческие нейроны на гибкой мембране, которая резко растягивалась с помощью газа, имитируя внезапное сжатие и растяжение, действующее на клетки головного мозга при ударе по голове. Первые результаты от этой модели "быстрого растягивания" позволят выявить механизм защиты аксонов и дендритов от дальнейших повреждений и стимулировать их повторный рост после травмы.

«Долгое время ценность стволовых клеток рассматривалась только в разрезе лечения онкогематологических заболеваний. Однако исследования последних лет доказывают практически безграничные возможности этого биологического материала. Сегодня с помощью стволовых клеток ученые надеются, как усовершенствовать методы лечения наиболее распространенных групп заболеваний (таких как инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и проч.), так и открыть методы лечения пока еще неизлечимых заболеваний (таких как болезнь Альцгеймера, сахарный диабет, СПИД). Данное исследование не менее значимо, так как в структуре заболеваемости Украины травмы входят в третью по численности группу заболеваний», - прокомментировал новость генеральный директор украинского банка стволовых клеток пуповинной крови «Гемафонд» Андрей Лахтуров.

Источник: www.hemafund.com/News/hemafund_news/Uchenie-priblizilis-k-razgadke-mehanizma-lecheniya-cherepno-mozg.html, www.scienceblog.com