Новости медицины / Генетика | Опубликовано 28-09-2002

Генетика

Генная терапия талассемии

Опубликованы новые данные о возможности излечения одного из самых распространенных генетически обусловленных заболеваний. Речь идет о генной терапии талассемии (заболевание крови, связанное с дефектом гемоглобина).

Талассемия вызывается несколькими мутациями в гене глобина, которые отражаются на процессе сплайсинга. Некоторые из них влияют на сплайсинг за счет создания дополнительных сайтов сшивки в местах, где их не должно быть. Несмотря на то, что "правильные" сайты невредимы, механизм сплайсинга преимущественно опознает некорректные сайты сшивки. В результате в продукт сплайсинга включаются лишние ненужные последовательности, что влияет на конечное состояние гемоглобина.

Профессор Ryzard Kole (University of North Caroline School of Medicine) с коллегами обнаружили, что использование молекул, созданных для связывания специфических участков РНК для блокировки "неправильных" сайтов сплайса, может предотвратить их использование системой сплайсинга. Если "неправильные" сайты закрыты, машина сплайсинга вернется к использованию корректных сайтов и в результате будет образовываться правильный глобин. В отличие от стандартных методов, при которых вместо поврежденного гена используется его полноценная копия, методика, описанная в этом исследовании "лечит" уже существующую в клетке РНК.

Соответствующая последовательность нуклеотидов была встроена в вектор на основе лентивируса. Такие векторы являются наиболее эффективными транспортерами генетического материала в неделящиеся клетки (например, в стволовые клетки крови). При этом в костном мозге пациента оказываются скорректированные (вектором) стволовые клетки, что дает пожизненный лечебный эффект. Подобный механизм (вектор на основе лентивируса, несущий комплиментарную последовательность для блокировки) позволит корректировать различные заболевания, в частности системы кроветворения.

В работе группы из Северной Каролины, генетически модифицированный вектор использовался для лечения клеток крови, полученных от больных талассемией. Терапия частично восстановила нормальный сплайсинг в клетках, что вылилось в синтез правильных молекул гемоглобина. Результаты весьма обнадеживают, поскольку достижение даже 50% уровня гемоглобина имеет выраженный терапевтический эффект. Предложенная методика справедлива не только для талассемии. По последним данным, более 60% генов человека имеет альтернативный сплайсинг. К настоящему времени в лаборатории профессора Kole отключили некорректный сплайсинг при работе нескольких других генов, ответственных за другие генетически обусловленные заболевания и рак.

Источник: Rusbiotech.ru