Новости медицины / Гастроэнтерология, проктология | Опубликовано 25-06-2012

Гастроэнтерология, проктология

Обнаружен механизм выживания Helicobacter pylori в желудке

Группе биологов из университета штата Орегон впервые удалось выяснить, каким образом бактерия Helicobacter pylori, вызывающая язвенную болезнь желудка, избегает губительного влияния кислотности желудочного сока. Результаты их исследования опубликованы в июньском номере журнала Structure.

Изучая молекулярную структуру бактерии, ученые обнаружили, что ключевую роль в процессе выживания Helicobacter pylori в агрессивной среде играет молекула мочевины, связанная с белком TlpB. Вместе они выполняют функцию кислотного рецептора.

Причем, что особенно поразило исследователей, в случае Helicobacter pylori так называемый PAS-домен TlpB - ответственный за прием сигналов участок белка, обычно располагающийся внутри клетки - вынесен наружу в виде крошечной платформы и именно к ней крепится молекула мочевины. Такая нестандартная конструкция, по мнению авторов работы, позволяет оперативно получать сигнал об опасном для бактерии уровне кислотности окружающей среды, после чего Helicobacter pylori перемещается в более безопасный для себя участок желудка. При этом исследователи отмечают, что внеклеточное расположение PAS-домена бактериального хеморецептора обнаружено впервые.

В случае, если молекула мочевины по каким-то причинам не связывается с рецептором, бактерия, по словам одного из авторов работы, профессора биологии института молекулярной биологии университета штата Орегон Карен Гильемин (Karen Guillemin), полностью теряет ориентацию и перестает реагировать на опасный уровень кислотности.

Авторы исследования, которых цитирует Medical News Today, полагают - несмотря на то, что они пока находятся только в начале пути, выявленный механизм чрезвычайно важен для борьбы с Helicobacter pylori, чья резистентность к антибиотикам в настоящее время достигает 30 процентов.

Helicobacter pylori - грамм-отрицательная бактерия, впервые обнаруженная в 1982 году. Доказано, что она вызывает у человека язвенную болезнь и даже рак желудка. При этом Helicobacter pylori присутствует в желудках примерно половины населения земного шара и у 80 процентов ее носителей она не вызывает никаких нежелательных симптомов.

Рейтинг: 5.2/10 (всего оценок - 14)