Ранняя диагностика позволяет сохранить жизнь 9 пациенток из 10 с диагнозом «рак груди».
15 октября в Москве состоялся круглый стол «Рак груди как острая социальная проблема России». Найти причины сложившейся ситуации попытались участники круглого стола, прошедшего по инициативе Благотворительной программы Avon в рамках международного месяца борьбы против рака груди.
Эксперты единодушны во мнении, что самой главной проблемой на протяжении
многих лет остается отсутствие у нас культуры здоровья и нежелание россиянок
проходить обследование.
Россия занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости и смертности от
рака молочной железы (РМЖ). Ежегодно 54 000 российских женщин заболевают раком
груди, 22 000 – погибают.* Однако всего 30% женщин в России регулярно проходят
диагностику, а 70% вообще не посещают врача**.
Большую проблему представляет собой отношение российского общества к раку
груди. О болезни не принято говорить открыто, женщины безответственно относятся
к своему здоровью и боятся проходить раннюю диагностику – а ведь в 94% случаев
она позволяет сохранить жизнь и восстановить красоту груди. На сегодняшний день
в нашей стране также отсутствуют единые стандарты лечения рака груди. В
результате качество терапии не соответствует принятым международным стандартам
лечения онкологических больных. Этот фактор, и в частности отсутствие
эффективных лечебных препаратов, является причиной гибели 55% пациенток с
диагнозом «рак молочной железы» (РМЖ). Стремясь найти выход из сложившейся
ситуации, на круглом столе собрались представители разных сфер, неравнодушные к
проблеме РМЖ: российских онкологических учреждений, социально ответственных
компаний, СМИ.
В рамках круглого стола Aндрей Тяжельников, главный врач Городской
поликлиники № 5 Департамента здравоохранения города Москвы, рассказал о
государственной программе целевой диспансеризации, направленной на
стимулирование ранней диагностики РМЖ. Виктор Хайленко, зав. кафедрой онкологии
факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского
университета, выступил с докладом о принятых в России стандартах лечения больных
раком груди. Представители ФГБУ РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН – Галина Корженкова,
с. н. с. отделения лучевой диагностики РОНЦ им. Н. Н. Блохина, медицинский
эксперт Благотворительной программы «Вместе против рака груди» и Ольга Крохина,
с. н. с отделения реконструктивной и сосудистой хирургии РОНЦ им. Н. Н. Блохина,
– отметили жизненно важную роль ранней диагностики в снижении смертности от рака
груди.
Об успешном опыте благотворительных программ корпоративного сектора
рассказали представители компаний Avon (Светлана Корначева, координатор
Благотворительной программы «Вместе против рака груди») и Санофи (Ирина
Острякова, директор по коммуникациям Евразийского региона Санофи, программа
«Шанс на жизнь»). О проблеме общественного мнения в борьбе против РМЖ
высказалась известная журналистка Катерина Гордеева, автор документального
проекта НТВ «Победить рак». Также в круглом столе приняла участие Ирина
Муромцева, ведущая телеканала «Россия», Посол Благотворительной программы Avon,
а также представитель компании Mentor, выпускающей продукцию в области
эстетической медицины, и психолог.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что самым важным инструментом
снижения смертности от РМЖ является ранняя диагностика. Кроме того, возможности
реконструктивной хирургии позволяют с помощью одномоментной операции полностью
сохранить эстетическую красоту груди – если опухоль была выявлена на начальном
этапе. Массовые программы скрининга (маммографические исследования), которые
проводятся при поддержке государства, благотворительных организаций и
благотворительных программ бизнеса, пока не имеют достаточного охвата – особенно
эта проблема актуальная для регионов России.
Однако это не единственная проблема, препятствующая снижению смертности от РМЖ.
Российские женщины плохо информированы о необходимости ранней диагностики и не
знают, где и как можно пройти обследование. По мнению участников мероприятия,
просвещение населения о раке груди и методах диагностики должно осуществляться
общими усилиями государственных органов, врачей, общественных организаций и
корпоративного сектора.
Галина Корженкова, онколог-рентгенолог, к. м. н., старший научный сотрудник ФГБУ
РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН, медицинский эксперт Благотворительной программы
«Вместе против рака груди»: «Рак груди занимает первое место среди всех
онкологических заболеваний у женщин – как в мире, так и в России. В 2010 году у
1,5 млн женщин по всему миру был диагностирован рак груди. В нашей стране
ежегодный показатель – 57,2 случая заболеваемости РМЖ на 100 тысяч женщин.
Каждая россиянка, умирающая от РМЖ, теряет 17-20 лет жизни. Конечно, по
сравнению с 1980-ми многое изменилось: появилась более современная техника,
новые методы лечения, увеличилась информированность населения. Только одно
остается прежним: женщины не проходят обследования. И главная проблема, с
которой нужно бороться, – это именно отношение россиянок к собственному
здоровью. Нам нужна просветительская помощь от благотворительных организаций,
СМИ, а также масштабная социальная реклама – за рубежом эти методы доказали свою
эффективность».
Андрей Александрович Тяжельников, главврач Городской поликлиники №5 Департамента
здравоохранения г. Москвы: «На сегодняшний день существует целый ряд
государственных программ, направленных на раннее выявление РМЖ: целевая
диспансеризация в поликлиниках, а также дополнительная диспансеризация
работающего населения. Тем не менее лишь немногие люди об этом знают. А те, кто
осведомлены о данных мероприятиях, часто считают, что на уровне государственной
поликлиники они не смогут получить квалифицированную помощь. Нам необходимо
повышать информированность населения, убеждать пациентов в том, что плановые
мероприятия способны сохранить их здоровье».
Как отметили врачи, несмотря на общий рост информированности женщин о раке
груди и необходимости ранней диагностики, порядка 70% россиянок по-прежнему не
проходят профилактические обследования**. Причина такого поведения кроется в
неконструктивной психологической установке женщин, которые боятся услышать
«фатальный» диагноз. А это, в свою очередь, является плодом общественных
представлений о раке груди как о заболевании, которое почти не поддается
лечению, – это одно из самых распространенных заблуждений.
Марина Дубкова, психолог: «К сожалению, сегодня в России нет культуры
здоровья, а развита культура страха. Женщины не привыкли бережно относиться к
своему здоровью, регулярно принимать меры, чтобы его сохранить. И мало кто
понимает, что быть здоровым – это в первую очередь выгодно для самих себя. При
этом мысль о возможном диагнозе вызывает у россиянок страх, ведь считается, что
рак груди – это приговор. Чтобы решить эту проблему, государственных программ по
диагностике и лечению РМЖ недостаточно. Нам необходимо постоянно проводить
кампании социальной рекламы. А главное, нужно человеческое отношение врачей и
психологов, которые смогли бы убедить женщин позаботиться о себе, о своей семье
– и вовремя пройти обследование».
Катерина Гордеева, журналист, автор документального проекта НТВ «Победить
рак»: «По отношению к раку груди Россия и западные страны показывают яркий
контраст. Например, в Америке символ розовой ленточки является привычным
элементом культуры, появляется везде: от вывесок казино до бутылок вина. В то
время как в нашей стране жив этот инстинктивный ужас перед болезнью. Важно,
чтобы объективная информация о раке груди – о том, что на ранней стадии вылечить
рак можно, и это гораздо проще – присутствовала в информационном пространстве
постоянно. Однако есть еще один фактор: в нашей стране даже при ранней
диагностике рака добиться эффективного лечения очень сложно. Поэтому победа над
раком – это в первую очередь победа над страхом и победа над проблемами
медицинской системы».
Ольга Крохина, к.м.н., врач-хирург отделения реконструктивной и сосудистой
хирургии РОНЦ им. Н. Н. Блохина: «Женщины должны знать, что современная
реконструктивная медицина предоставляет возможности для женщины, пережившей рак,
продолжать полноценную жизнь. С помощью новейших медицинских технологий, которые
входят в квоту, предоставляемую государством, женщина имеет возможность сделать
операцию по восстановлению груди. При этом врачи, зачастую имеющие дело с очень
молодыми пациентками, прилагают максимум усилий для достижения хорошего
эстетического результата, а высококачественные импланты, такие как импланты
Mentor компании Johnson&Johnson, ставятся в нашем центре бесплатно».
Представители корпоративного сектора подчеркнули важность благотворительных
программ в борьбе против заболевания. Подобные инициативы позволяют широко
информировать население о проблеме рака груди, стимулировать своевременное
прохождение диагностики, обеспечивать медицинские учреждения современным
оборудованием, а пациентов – качественным лечением.
Ирина Острякова, директор по коммуникациям Евразийского региона компании
Санофи: «Лечение рака молочной железы по международным стандартам гарантирует
максимальный результат. К сожалению, многие российские женщины не имеют доступа
к современному лечению. Стремясь бороться за жизни пациенток, мы с прошлого года
реализуем программу «Шанс на жизнь». В ее рамках в 2011 году 2037 женщин
получили современное лечение в 55 регионах России. В этом году «Шанс на жизнь»
поможет еще 3000 пациенток с диагнозом РМЖ в 60 регионах России. Также Санофи
является долгосрочным партнером Благотворительной программы Avon. В рамках
Благотворительных маршей "Вместе против рака груди” мы организуем врачебное
обследование женщин. Кроме того, те женщины, которым это необходимо, получают
возможность пройти полный комплекс детального обследования в ведущих
онкологических институтах Москвы»
Светлана Корначева, координатор Благотворительной Программы Avon «Вместе
против рака груди»: «В 2012 году наша Программа отмечает 10-летие работы в
России. За это время Программа Avon стала одной из крупнейших благотворительных
инициатив в стране, направленной на борьбу против рака груди. Нам удалось
привлечь тысячи неравнодушных людей и собрать более 380 млн руб. На эти средства
мы поддерживаем работу горячей линии, организуем информационные кампании,
оказываем адресную помощь женщинам, столкнувшимся с РМЖ. Кроме того в рамках
Конкурса Грантов 8 региональных онкологических центров были обеспечены
современным диагностическим оборудованием, что способствует внедрению массовых
обследований женщин. С 2011 года Программу поддерживают крупнейшие международные
кампании – Санофи и Johnson&Johnson(Mentor). Мы очень рады сложившемуся альянсу
и верим, что вместе мы сможем сделать больше».
www.avon-protivraka.ru