Новости медицины / Психиатрия и психология | Опубликовано 25-10-2012

Психиатрия и психология

Ученые нашли причину повышенной застенчивости и пугливости

Почти у каждого человека в детстве бывает период, когда он боится буквально всего. Со временем мозг постепенно учится отличать обоснованные страхи от ложных. Однако некоторые даже в детстве необычайно пугливы, и эта черта в какой-то степени остаётся на всю жизнь.

Это влияет не только на характер (такой человек будет слишком робким, застенчивым), но и на здоровье: постоянные страхи аукаются нескончаемым стрессом. А стресс, как известно, провоцирует иммунный воспалительный ответ, в первую очередь в нервной системе. И это не говоря уже о таких психоневрологических проблемах как депрессия или тревожное расстройство.

Исследователи из Университета Висконсина в Мэдисоне (США) утверждают, что причина такого поведения кроется в недостаточной активности некоторых генов в клетках миндалевидного тела.

Повышенную пугливость и застенчивость можно найти не только у человека, но и у наших ближайших эволюционных родственников шимпанзе. Для эксперимента исследователи отобрали группу молодых шимпанзе, проявлявших исключительную застенчивость.

Сканирование мозга показало, что сверхвозбудимость амигдалы на удивление хорошо согласуется с повышенной пугливостью. Но гораздо любопытнее было другое. Как пишут исследователи в журнале PNAS, им удалось обнаружить молекулярно-генетические причины такого поведения.

Проанализировав генетическую активность в клетках центральных ядер амигдалы, они обнаружили, что в них заметно уменьшена активность гена одного из нейротрофических рецепторов — тирозинкиназы (NTRK3).

Низкое содержание этого рецептора, по словам учёных, служит причиной повышенной активности миндалевидного тела, что и заставляет маленьких шимпанзе (и детей) бояться всего на свете.

Очевидно, этот ген участвует в настройке нервных цепей растущего мозга, но что именно он при этом делает, исследователям только предстоит выяснить. Равно как и то, какие факторы — экологические, воспитательные и генетические — влияют на его активность и можно ли эту активность менять искусственным образом в терапевтических целях.

Так или иначе, это первая в своем роде работа, где возникновение психоневрологических расстройств вроде депрессии увязывается с ненормально работающими в детском возрасте генами, передает ТСН.

Источник: MIGnews.com