Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Виктор Дмитриев: «Препятствуя развитию российского рынка, «иностранцы» плюют против ветра»
В последнее время в прессе мы наблюдаем большое число критических статьей, инициируемых представителями зарубежных компаний, в адрес как российской регуляторной системы в целом, так и российских производителей лекарственных средств в частности.
Удивительно, что о низком качестве и неэффективности российских лекарственных
препаратов, слабой развитости клинических исследований и законодательного
регулирования этого вопроса в России говорят «иностранцы», проходящие в нашей
стране ту же самую процедуру регистрации, что и отечественные производители. То
же экспертное сообщество проводит клинические исследования их препаратов, тот же
государственный орган выдает регистрационное удостоверение, подтверждающее
качество их продукции. И если иностранные производители ставят под сомнение
качество и эффективность отечественных лекарств из-за слабости регуляторной
системы, то сомнение, таким образом, распространяется и на их препараты.
Импортеры сегодня боятся потерять ту часть фармрынка, которую
импортозаместила Россия, и поэтому стараются ударить по государственной
поддержке российского производителя. «Забота о пациенте», которую они выставляют
в качестве щита – это не цель, а механизм в конкурентной борьбе. Интересами
пациентов прикрывают возможные риски.
Как пример – шквал критики, которой подверглись со стороны импортеров
последние предложения Минпромторга России о нормативном закреплении понятия
«лекарственное средство российского происхождения» и соответствующей системы
преференций.
Министерство предлагает ввести норму, согласно которой, если в заявке на
поставку лекарств для федеральных нужд путем проведения торгов есть 2 препарата
российского происхождения, то иностранный препарат к участию в аукционе не
допускается. Что, естественно, вызывает у «иностранцев» недовольство, которое
они прячут за беспокойством о пациенте. Импортеры опасаются, что в случае если
ни один из российских препаратов не заявится, пациент рискует остаться вообще
без лекарства. В то время как в самом документе закреплено недопущение создания
подобной ситуации. Происходит подмена понятий: опасения за собственную прибыль
именуются заботой о пациенте. Если бы государство хотело нарушить права
пациентов, то прописало бы призыв «покупайте все российское», независимо от
того, сколько на рынке производителей. Но оно этого не прописало. Более того, с
целью недопущения срывов поставок Ассоциация направила предложения по включению
пункта, в соответствии с которым, в случае отсутствия заявок от российских
производителей ограничение не действует, и иностранные поставщики допускаются до
аукциона.
Если же мы говорим об оригинальных импортных препаратах, импортерам вообще
бояться нечего. В этом случае российских аналогов нет, и, значит, к ним эти
статьи в приницпе не применимы, и пациенты получают исключительно иностранные
препараты.
Мы бы также хотели напомнить, что Минпромторг, разрабатывая обсуждаемые
документы, действует в рамках поручения Президента России о поддержке
отечественного фармпрома. И норма об условиях допуска товаров на госзапуки
лекарственных средств имеет ограничительный срок действия – до конца 2014 года.
Когда-то существовала норма о 15% преференций, которая, отработала свое и ушла.
Теперь государство предлагает поддержать отечественного производителя на уровне
госзакупок.
Любое качественное развитие отрасли начинается с поддержки государством. И
если мы вернемся к политике 90-х годов – снова начнем лишь закупать и станем
страной сбыта, – то мы никогда не разовьем нашу промышленность. Да, мы здорово
отстали от уровня западных стран. Но как мы его достигнем, если продолжим
самоуничтожаться? Наша национальная безопасность зависит в том числе и от
лекарственной независимости. У нас сегодня есть перечень стратегических
лекарственных средств, производство которых должно быть налажено в России к 2020
году. И как мы этого достигнем, если, наплевав на опыт всех цивилизованных
стран, оказывающих поддержку отечественным производителям, отберем у российских
компаний преференции?
Сегодня полным ходом идет реализация Федеральной целевой программы, Стратегия
фарма 2020 начинает давать первые результаты, иностранные компании локализуются,
отечественные – переходят на международные стандарты GMP, улучшая качество
производимых лекарств, планируется запуск пилотных проектов по лекарственному
страхованию. Сегодня российский производитель – это не только и не столько
старые фармацевтические фабрики, но и модернизированные или построенные с нуля в
соответствии с международными стандартами российские заводы. А также пришедшие
сюда и локализовавшиеся зарубежные компании: они тоже российские, и они тоже
получат преференции. И они тоже двигают развитие отечественного фармпрома. И не
надо создавать условия, при которых они перестанут этим заниматься.
На российском фармрынке много проблем, но их надо стараться решать в рамках
конструктивного диалога, с ними надо работать, благо для этого сегодня создано
достаточно площадок – и Координационный совет при Минздраве, и Экспертный совет
при ФАС России. «Иностранцы» же видят проблему в самом факте существования
российского фармрынка, и призывают своими замечаниями и предложениями не к его
улучшению, а к его ликвидации.