Объявления

Новости медицины / Оториноларингология | Опубликовано 20-02-2013

Оториноларингология

Британские ученые разработали назальный спрей от хронического синусита на основе белка, вырабатываемого морской бактерией Bacillus licheniformi

Британские ученые разработали назальный спрей от хронического синусита на основе белка, вырабатываемого морской бактерией, сообщает EurekAlert! Результаты работы исследователей из Ньюкаслского университета (Newcastle University), проведенных под руководством Николаса Якубовикса (Nicholas Jakubovics), опубликованы в журнале PLoS ONE.

Синусит представляет собой воспаление одной или нескольких придаточных пазух носа. Он возникает в качестве осложнения после различных инфекционных заболеваний, таких как грипп, корь и скарлатина. При синусите появляются неприятные или болезненные ощущения в носу, переносице или над глазом, головные боли, заложенный нос, насморк, изредка - лихорадка.

Среди причин заболевания выделяют вирусы, грибки и бактерии. Бактериальный синусит, перешедший в хроническую форму, как правило, лечат при помощи антибиотиков или стероидов. Если такая терапия не помогает, то дело доходит до хирургического вмешательства.

Лечение бактериальных синуситов осложняется "обороной" микроорганизмов, которые для защиты от воздействия стероидов или антибиотиков образуют биопленку. Она содержит внеклеточную ДНК, которая помогает удерживать биопленку внутри носовых пазух.

Якубовикс и его коллеги выделили из морского штамма бактерии Bacillus licheniformis фермент, обладающий способностью разрушать внеклеточную ДНК. Исследователи заметили, что если единичная бацилла хочет отделиться от биопленки, она выделяет белок под названием NucB. Он помогает разрушить внеклеточную ДНК, таким образом высвобождая бактерию.

Исследователи проверили действие NucB и на других биопленках. Они взяли образцы слизистой оболочки и биопсии синуса у 20 пациентов, подвергшихся хирургическому лечению синусита. Из этих образцов микробиологам удалось выделить 16 различных видов бактерий. В ходе исследования выяснилось, что 14 штаммов полученных микроорганизмов образуют биопленки.

В ходе экспериментов in vitro ученые выяснили, что NucB разрушает биопленки тех штаммов, которые секретируют внеклеточную ДНК. Таким образом, NucB разрушает биопленки 58 процентов микроорганизмов, обнаруженных в носовых пазухах при хроническом синусите, отметил доктор Якубовикс.

"Синусит - очень распространенное заболевание. Назальные спреи, содержащие стероиды или антибиотики, помогают излечиться от него некоторым пациентам. Но для тех больных, с которыми я сталкивался, стероиды оказались неэффективными, и им пришлось перенести операцию. Если мы можем создать альтернативный метод лечения, то от этого будут выигрывать тысячи пациентов ежегодно", - подчеркнул хирург, один из авторов работы Мохамед Реда Элбадавей (Mohamed Reda Elbadawey).