Новости медицины / Генетика | Опубликовано 21-02-2013

Генетика

Восприимчивость к простуде связали с длиной теломер

Частая заболеваемость ОРВИ оказалась связана с короткими теломерами клеток иммунной системы человека. К таким выводам пришла группа американских ученых из Университета Карнеги-Меллон (Carnegie Mellon University), сообщает Medical Xpress. Результаты работы исследователей опубликованы в свежем номере Journal of the American Medical Association.

Теломерами называют концевые участки хромосом, выполняющие защитную функцию. Теломеры укорачиваются при каждом делении клетки, поскольку фермент ДНК-полимераза не может синтезировать соответствующий участок ДНК. Это явление называется концевой недорепликацией и является одним из факторов старения.

Ранее другой группе ученых удалось доказать, что уменьшение длины теломер с возрастом связаны с повышением риска возникновения инфекционных, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний у пожилых людей. Однако связь длины теломер с восприимчивостью к инфекционным заболеваниям у молодежи и людей среднего возраста до сих пор не была изучена.

Чтобы проверить, влияют ли теломеры на частоту возникновения ОРВИ, исследователи отобрали 152 здоровых человека в возрасте от 18 до 55 лет. Ученые определили длину теломер Т-лимфоцитов, полученных у добровольцев. После этого участников исследования поместили в отдельные комнаты и заразили ОРВИ при помощи назального спрея с риновирусом. Медики наблюдали за добровольцами в течение пяти дней.

В результате эксперимента 69 процентов участников исследования оказались носителями риновируса, а еще 22 процента заболели. Сравнив эти показатели с ранее полученными данными о длине теломер добровольцев, ученые пришли к выводу, что люди, чьи Т-клетки обладают короткими концевыми участками хромосом, имеют повышенный риск возникновения ОРВИ.

"Возможно, что появление укороченных теломер у некоторых людей обусловлено рядом генетических факторов. С другой стороны, возможно, что короткие теломеры ухудшают способность Т-клеток бороться с инфекционными заболеваниями", - пояснил один из авторов исследования.

В 2011 году британские ученые выяснили, что у людей с высшим образованием (независимо от пола) длина теломер больше, чем у тех, чей уровень образования ниже.

Рейтинг: 4.7/10 (всего оценок - 9)