Новости медицины / Генетика | Опубликовано 21-02-2013

Генетика

Разговорчивость девочек объяснили при помощи генетики

Гены, связанные со звукообразованием и речевыми коммуникациями, у девочек оказались на треть более активными, чем у мальчиков. К такому выводу пришли в ходе эксперимента американские ученые из медицинской школы Университета Мэриленда (University of Maryland), сообщает ScienceNOW. Их работа, проведенная под руководством психолога Майкла Боуэрса (Michael Bowers) и невролога Маргарет Маккарти (Margaret McCarthy) опубликована в последнем номере Journal of Neuroscience.

За последнее десятилетие было опубликовано несколько научных работ, подтверждающих, что маленькие девочки начинают говорить раньше мальчиков и обучаются этому искусству лучше. Они раньше произносят свои первые слова и начинают составлять предложения, быстрее набирают достаточно большой словарный запас. Однако причины этого феномена оставались неизвестными, поскольку сложно отделить природные факторы от влияния воспитания. Кроме того, по мере роста детей это различие нивелируется.

Медики из университета Мэриленд решили проверить, связан ли с этим феноменом ген под названием FOXP2, ответственный за звукообразование и речевые коммуникации. Этот ген и одноименный кодируемый им белок присутствует как у людей, так и у животных.

Для начала медики провели эксперимент на крысах. Они наблюдали за детенышами грызунов, которые начинают кричать (в ультразвуковом диапазоне), как только их отделяют от матери. Ученые разделили четырехдневных грызунов на группы по половому признаку и унесли их от матерей. Они записывали "сигналы бедствия" маленьких самцов и самок в течение пяти минут. После анализа записей выяснилось, что четырехдневные самцы издавали в два раза больше звуков, чем такие же по возрасту самки.

Тогда ученые определили уровень белка FOXP2 в головном мозге восьми самок и восьми самцов. В участках мозга самцов, связанных с воспроизведением звуков и другими когнитивными функциями, оказалось в два раза больше FOXP2, чем у самок. При этом в тех участках головного мозга, которые не вовлечены в "речевую деятельность" крыс, количество белка было одинаковым у представителей обоих полов.

Чтобы проверить полученный результат, медики ввели в головной мозг маленьких самцов цепочки РНК, подавляющие активность гена FOXP2. В этом случае самцы издавали меньше звуков, менее активно звали мам на помощь, а их поведение больше напоминало поведение самок.

Ученым удалось провести небольшое исследование на десяти детях, среди которых были пять мальчиков и пять девочек от четырех до пяти лет, умершие не более суток назад в результате несчастного случая. Они определили уровень белка FOXP2 в так называемых полях Бродмана - области фронтальной коры головного мозга людей, связанной с речевыми коммуникациями. Оказалось, что в исследуемом участке головного мозга девочек было на 30 процентов больше FOXP2, чем у мальчиков. Из этого авторы работы сделали вывод, что уровень FOXP2 выше в головном мозге более склонного к коммуникациям пола – это справедливо как для крыс, так и для людей.

"Мы открыли ранее неизвестные различия в активности генов у различных полов" - рассказала Маккарти.

Рейтинг: 4.6/10 (всего оценок - 9)