Что такое хорошо, а что такое плохо? Закон и бизнес-этика в индустрии детского питания
В рамках образовательного проекта компании Nutricia 20 марта 2013 г. состоялось традиционное заседание пресс-клуба «Внимание, дети!».
Современная мама живет в условиях постоянного информационного потока и
свободной рыночной конкуренции. С одной стороны, это означает бескрайние
просторы знаний и широкий выбор, а с другой – может привести к некачественной
информации и недобросовестным действиям производителей. Как же защитить маму от
этих рисков? На III заседании пресс-клуба «Внимание, дети!» эксперты и
представители СМИ обсудили вопросы бизнес-этики, социальной ответственности и
нормативного регулирования рынка детского питания.
Сегодня мам окружает так много источников информации – журналы, форумы, подруги,
– что, казалось бы, можно легко и быстро найти ответы на все вопросы. К
сожалению, многие именно так и поступают – ищут ответы сами, полагаясь на опыт
других, зачастую незнакомых женщин вместо обращения к врачу. В результате у
родителей формируется множество мифов и сохраняется низкий уровень
осведомленности о питании, и рацион их детей по этой причине не сбалансирован. А
ведь именно от правильного питания в первые три года жизни ребенка зависит его
будущее здоровье. Как же направить родителей к правильному выбору? С помощью
нормативного регулирования рынка всеми его участниками, считают эксперты.
Международные нормы. В 1981 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
выпустила Международный кодекс по маркетингу заменителей грудного молока, а в
2001 году – глобальные рекомендации по кормлению детей, в соответствии с
которыми наилучшим питанием для ребенка в первые полгода жизни признано
исключительное грудное вскармливание. Результатом двух этих важнейших резолюций
стало принятие во многих странах законов об ограничениях на рекламу детского
питания[1]. В частности, был введен запрет на продвижение детских смесей для
детей до 6 месяцев.
Саморегулирование отрасли. В странах, где на национальном уровне такие законы не
приняты, международные нормы носят лишь рекомендательный характер. В России
реклама детского питания имеет недостаточные законодательные ограничения. От
компаний требуется лишь информировать покупателей о возрастных рекомендациях
применения продуктов, о предпочтительности грудного вскармливания (требование
только к этикетке товара) и о необходимости консультации специалиста. В такой
ситуации определяющей должна являться этическая политика компаний. Вне
зависимости от того, что предписывает национальное законодательство,
производители должны следовать этическим нормам ведения бизнеса и международным
рекомендациям.
Алексей Поповичев, исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд»:
«Современный ответственный бизнес уделяет большое внимание вопросам устойчивого
развития отрасли, стремится к формированию прозрачной деловой среды и
выстраиванию эффективного диалога с обществом. На сегодняшний день компании
расширяют границы своей ответственности – не только неукоснительно соблюдают
существующие законодательные требования, но и идут дальше, налагая на себя
дополнительные обязательства. Примером такого подхода могут служить
разработанный и подписанный индустрией в 2012 году российский Кодекс практики
рекламы и маркетинговых коммуникаций, Кодекс торговли, а также самоограничения
на рекламу продукции детям, принятые целым рядом ведущих компаний детской
индустрии».
Эксперты подчеркивают важность усиления саморегулирования отрасли – компаниям
необходимо занять более активную позицию и своей деятельностью помогать
государству заботиться о здоровье малышей.
Дмитрий Миклин, директор по регуляторным вопросам компании Nutricia Россия и
Казахстан: «Компания Nutricia является одним из лидеров мирового и российского
рынка детского питания до трех лет, и по этой причине мы считаем своим долгом не
просто следовать стандартам, а задавать их. Вот почему мы так активно
поддерживаем введение на государственном уровне запрета на рекламу смесей для
детей до 6 месяцев, а также создание рекомендаций по питанию детей второго и
третьего года жизни. Наша компания активно поддерживает грудное вскармливание и
реализует образовательные проекты для мам и педиатров в области правильного
питания».
Государство, медицинское сообщество и социально ответственный бизнес должны
объединить свои усилия, чтобы донести до мам информацию о важности грудного
вскармливания и о том, как правильно кормить ребенка после него. Примером такой
успешной синергии может служить всероссийское исследование Nutrilife,
проведенное в 2011–2012 гг. экспертами «Научного центра здоровья детей» РАМН и
Российской медицинской академии последипломного образования при поддержке
компании Nutricia. Исследование охватило более 2 тысяч детей из 20 городов
страны и вызвало большой интерес у государственных представителей и педиатров.
Другой пример – всероссийский конкурс «Поддержка грудного вскармливания – наш
главный приоритет!», организованный в 2012 году Союзом педиатров России
совместно с компанией Nutricia в рамках проекта ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница,
доброжелательная к ребенку». Подобные инициативы позволяют предоставить маме
качественную информацию, убедить ее обращаться за квалифицированной помощью к
врачу, помочь сделать ей правильный выбор в пользу здорового питания.
Принятие нормативных стандартов на законодательном уровне, ответственный и
этический подход производителей к деятельности, образовательные программы для
мам и педиатров – все это необходимо, чтобы помочь родителям разобраться, что
такое хорошо и что такое плохо в детском питании. И все это ради одной великой
цели – здоровья наших детей и здоровья нации в целом.