Новости медицины / Неврология и нейрохирургия | Опубликовано 25-04-2013

Неврология и нейрохирургия

На борьбу с нейродегенерацией направили антисмысловую терапию

Экспериментальный препарат антисмысловой терапии, предназначенный для замедления прогрессирования наследственной формы бокового амиотрофического склероза (БАС, болезнь Лу-Герига), доказал свою безопасность в ходе первой фазы клинических испытаний, отчет о которых опубликован в журнале Lancet Neurology.

БАС - медленно прогрессирующее, неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение как верхних, так и нижних двигательных нейронов, что приводит к параличам и последующей атрофии мышц. Смерть наступает от инфекций дыхательных путей или отказа дыхательной мускулатуры. До сих пор на рынке существует лишь один лекарственный препарат, замедляющий прогрессирование БАС, рилузол, но он имеет весьма ограниченный эффект.

Примерно у 5-10 процентов заболевших - наследственная форма БАС. Около 13 процентов пациентов с генетически обусловленной формой заболевания являются носителями мутаций гена SOD1, кодирующего антиоксидантный фермент супероксиддисмутазу 1.

Специалисты из Washington University School of Medicine (Сент-Луис) и Калифорнийского университета (Сан-Диего) разработали и успешно испытали на животной модели препарат антисмысловой терапии ISIS 333611, который, будучи введенным непосредственно в полость позвоночного канала, снижает концентрацию белка SOD1 в спинномозговой жидкости и тем самым замедляет прогрессирование болезни.

Антисмысловая терапия основана на остановке синтеза ключевого белка, ответственного за развитие заболевания, путем подавления экспрессии соответствующего гена. Это достигается путем введения специально разработанных коротких нуклеотидных последовательностей (антисмысловых РНК, ас-РНК), комплементарных матричной РНК белка-мишени. Управление по продуктам и лекарствам США (FDA) в январе 2013 года одобрило к применению на территории страны препарат антисмысловой терапии Kynamro для лечения очень редкого генетического заболевания, гомозиготной семейной гиперхолестеринемии.

В первой фазе проводившихся на базе Massachusetts General Hospital клинических испытаний антисмыслового олигонуклеотида ISIS 333611, призванной оценить его безопасность и переносимость, приняли участие 32 пациента с БАС, связанным с мутацией SOD1. 24 из них получали ISIS 333611, а остальные - плацебо. Препараты вводились в позвоночник больных постепенно увеличивающимися дозами в течение 11 часов.

В результате специалисты не увидели существенной разницы в выраженности побочных эффектов, в основном связанных со спинальной пункцией, у контрольной группы и группы, получавшей препарат. Анализ образцов спинномозговой жидкости, взятой у пациентов, которым вводили ISIS 333611, сразу после инъекций, показал присутствие в ней препарата.

По результатам первой фазы испытаний ISIS 333611 был признан хорошо переносимым и безопасным. Теперь предстоит следующая фаза клинических испытаний препарата, в ходе которой дозы лекарства будут повышены.

Авторы не исключают, что в будущем ISIS 333611 может быть применен и при ненаследственной форме БАС, если выяснится, что она также связана с мутацией SOD1. Кроме того, полагают авторы, ISIS 333611 может оказаться эффективен и при других генетически обусловленных нейродегенеративных заболеваниях, например, болезнях Альцгеймера, Паркинсона, Хантингтона и других.

Рейтинг: 3.3/10 (всего оценок - 10)