Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Самоограничения международной фармацевтической индустрии по актуальным вопросам жестче, чем требования российского законодательства
04 июня 2013 г., Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) разработала и опубликовала новый Кодекс надлежащей практики.
Обновленный документ регламентирует больший спектр активностей
фармацевтических компаний, чем предыдущий Кодекс маркетинговой практики
Ассоциации международных фармацевтических производителей в редакции 2009 года,
который распространялся преимущественно на маркетинговые активности, связанные с
продвижением фармацевтических продуктов.
Концептуальное обновление Кодекса стало необходимым в связи с существенными
изменениями законодательства Российской Федерации, вступившими в силу в 2011
году, а также с принятием новой редакции Кодекса Международной Федерации
Фармацевтических Производителей и Ассоциаций (IFPMA), в состав которой входит
AIPM.
Примечательно, что Кодекс открывают предисловия врио Руководителя Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения, являющегося уполномоченным органом по
проведению проверок соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками
установленных законом ограничений и директора Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Именно этот
институт осуществляет научно-правовое обеспечение деятельности Правительства
Российской Федерации и других высших органов государственной власти.
В предисловии Росздравнадзора подчеркивается важная роль Кодекса надлежащей
практики AIPM, «призванного обеспечивать в рамках саморегулирования высокие
этические стандарты деятельности фармацевтических компаний», а также выражается
надежда, что «совместными усилиями удастся сформировать цивилизованную
правоприменительную практику и обеспечить профессиональное взаимодействие
медицинского сообщества и фармацевтической индустрии в интересах российских
пациентов в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации».
Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук,
академик РАН в предисловии следующим образом охарактеризовала значимость нового
Кодекса для отрасли: «Примером локального нормотворчества, направленного на
формирование оптимальной с точки зрения согласованности частных и публичных
интересов модели поведения участников международного фармацевтического рынка,
является Кодекс надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических
производителей. <…> Полагаем, что Кодекс надлежащей практики AIPM, задающий
высокие этические стандарты деятельности фармацевтических компаний, заслуживает
самого внимательного рассмотрения не только со стороны компаний – членов
Ассоциации, но и иных представителей фармацевтического сообщества и органов,
регулирующих данную сферу деятельности».
Владимир Шипков, исполнительный директор «Ассоциации международных
фармацевтических производителей»: «AIPM – пока единственная в России
организация, которая самостоятельно взяла на себя обязанность по
саморегулированию деятельности компаний-членов Ассоциации. Мы считаем
саморегулирование важным фактором, позволяющим обеспечивать цивилизованное
взаимодействие фармацевтических компаний с обществом в целом, а также с
медицинским и фармацевтическим сообществом, в частности. Кодекс – это реально
действующий механизм, который задает высокие стандарты деятельности и позволяет
оперативно реагировать не только на обращения, связанные с уже свершившимися
фактами, но и возможными активностями, содержащими риск вступления в
противоречие с положениями Кодекса. Любой гражданин, организация, компания может
обратиться к нам по факту нарушения Кодекса, и мы беспристрастно рассмотрим
обоснованное обращение».
Новый Кодекс надлежащей практики регулирует не только рекламу фармацевтических
продуктов, адресованную различных аудиториям, но и такие сферы деятельности, как
взаимодействие со специалистами здравоохранения, пациентскими организациями,
с аптеками/аптечными сетями,
пострегистрационные клинические, наблюдательные, эпидемиологические и
маркетинговые исследования,
распространение фармацевтическими компаниями или организациями, представляющими
их интересы, информации, имеющей отношение к здоровью и заболеваниям человека,
мероприятия по продвижению фармацевтических продуктов для специалистов
здравоохранения,
использование сети Интернет и других цифровых каналов связи для продвижения
фармацевтических продуктов.
Мадина Плиева, директор по юридическим вопросам AIPM: «Наша страна серьезно
продвинулась в области законодательного регулирования сферы здравоохранения и
взаимодействия представителей фармацевтической индустрии с медицинским
сообществом. Однако реальная практика применения новых законов формируется
продолжительное время. Кодекс – более «живой и подвижный» формат
саморегулирования, позволяющий более детально прописать требования к тем или
иным активностям компаний. Необходимо подчеркнуть, что требования, которые
предъявляются в рамках Кодекса, гораздо жестче законодательных ограничений».