Что такое коллективная няня
Рецензия на книгу Виктор Бирюков, Александр Черницкий /
Детский сад и подготовка к школе: что еще можно успеть после 3-х (Советы опытных
отцов). — М.: ЭКСМО, 2013. — 224 с. ISBN: 978-5-699-59793-2
В.В. Ильин
Доктор философских наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Книга, которую вы держите сейчас в руках, задумана издательством ЭКСМО вместе с
авторами как логическое продолжение предыдущего текста «Как воспитывать ребенка
до детского сада» (серия «Воспитание. Краткий курс»). Соответственно, авторы –
все те же, философ В.С. Бирюков и психолог А.М. Черницкий, родители 7-ми детей и
3-х внуков.
Принципиальная ремарка с первых же строк: детсад – этакая коллективная няня.
Поэтому приятных воспитательных сюрпризов от детского сада не ждите. Няня – это
бессчетные запреты, сплошные банальности, полная усредненность. Переложить
воспитание на детский сад (или на школу) – значит отказаться от воспитания.
Тут-то и состоит главная причина написания серии. В. Бирюков и А. Черницкий
объясняют на страницах своих книг, что такое воспитание и как им заниматься. И
для начала авторы говорят то, что многим не понравится: горькую правду.
Родители! Не пытайтесь увильнуть от воспитания – не вредите своим детям. Кроме
вас, ни один человек на свете не станет всерьез воспитывать вашего ребенка.
Спихнете бабушке? Результатом будет сюсюканье: ой ты маленький, ах наша
миленькая, лапка-тапка, пуси-муси, скушай еще ложечку, сюда не лезь и туда не
ходи, обойди лужу и т.д., и т.п.
Или, может, вы думаете, воспитывать вашего ребенка станет наемная нянька?
Поверьте, у нее совершенно иная цель: сохранить рабочее место, т.е. деньги,
которые вы платите из своего кармана. Поэтому няня будет запрещать малышу все
подряд хуже любой бабушки, ведь малейший недосмотр грозит увольнением.
Представьте-ка, каким забитым вырастет человек в тисках бессчетных ограничений.
Не приведи господь, мамаша обнаружит мокрые после прогулки брючки, ботинки,
куртку!
Нет, этой работы – воспитания – никто за вас не исполнит, дорогие родители.
Бабуля и дедуля, тетушка и дядюшка, няня и водитель, секретарь и охранник могут
вас на время подменить, не более того. А разве не справедливо? Не логично – ваш
же ребенок? Уж если отважились стать мамой и папой, берите процесс в свои руки.
А соавторы вам поспособствуют: их рекомендации конкретны, понятны и даже
лапидарны. Главки-советы – крошечные, откровенные, из них отжата вся вода,
лишние слова.
А ведь если бы детсадовские методисты и воспитатели использовали отпущенное
на их работу время рачительнее, произошла бы воспитательная революция – ни много
ни мало. Дело в том, что уже с трех лет ребенок в состоянии изучить буквы и
цифры. Проверено! Тысячи лет назад в Древней Иудее зародился обычай отдавать
детей с 3-х лет в так называемый хедер – говоря по-современному, в начальную
школу (хедер в переводе – комната).
Правда, в то далекое время хедер предназначался лишь для обучения только
мальчиков. Поверьте, читатель, учили этих ребят не мазне каранадашами, гуашью,
вождению хороводов и прочей чепухе. Прилежно изучали буквы и цифры. Итогом
обучения в 5-летнем хедере, где ребята более или менее усердно грызли грамоту с
3-х до 7-ми лет, были чтение с арифметикой, пускай и полностью с религиозным
уклоном. Прошли века, и выпускники хедеров (и последовавших за ними иешив –
религиозных университетов) заложили основу общечеловеческой нравственности. Эти
ребята создали Библию.
Но взглянем на умения современного выпускника детского сада – первоклассника.
В редком случае он умеет читать, а если и считает, то в объеме, ограниченном
необходимостью покупки мороженого. Иными словами, все три года детского садика
были бездарно принесены в жертву чему угодно, кроме развития интеллекта.
Разумеется, мы не призываем вместе с соавторами распространить по белу свету
систему хедеров: сие практикуется лишь в общинах компактного проживания иудеев,
главным образом в США и Израиле. Это морально и безнадежно отсталая система
дошкольного образования, мы привели ее лишь в качестве примера, поэтому сейчас
поговорим о другом.
На каждом шагу мы слышим стенания коллективной няни (родителей и учителей) о
перегруженности деток умственными занятиями в школе – не хватало, мол, еще
терзать детей в детском саду. Между тем на семьи отчисленных из хедера учеников
падал величайший позор, этих несчастных ребят общество рассматривало как
слабоумных. Они не могли продолжать образования в иешиве (религиозном
университете), и единственным уделом их становились тяжелые и черные работы. Тут
нужно отметить, что Древняя Иудея почти не знала рабства, поэтому непрестижным
трудом занимались не столько рабы, сколько бездари, неспособные справиться с
общеобразовательным курсом детского сада (хедера).
Вообще-то автору этих строк представляется отсутствие вышеописанных инвектив
в адрес современных садиков существенными недостатками книги. Конечно, В.
Бирюкова и А. Черницкого можно оправдать деликатностью: дескать, зачем же походя
задевать десятки тысяч педагогов дошкольного образования, многие из которых
честно и с любовью делают свое дело? Делают так, как они умеют, как их учили,
как требуют того от них учебные программы. Поэтому весьма сомнительную работу
коллективной няни необходимо «догонять» дома. Вам, мамы и папы. Сами при этом не
поглупеете, гарантируем!
Чтобы наша рецензия окончательно перестала выглядеть комплиментарной, скажем
о нескольких существенных минусах. Прежде всего напомним о нерациональном
расходовании детсадовского времени. Поэтому здесь бессмысленно давать советы по
домашнему «подтягиванию» отдельных наук – физики, математики, истории,
литературы и т.д.: подтягивать попросту нечего, ибо даже азы физики на самом
деле-то вполне можно осваивать в обычном детсаду. Во-вторых, иные темы освещены
скупо, штрихами, едва-едва; в результате родителям самим надо додумывать, как «разруливать»,
к примеру, ситуацию с детской любовью. В-третьих, соавторами практически
замолчана тема защиты детей от «нехороших» взрослых. В-четвертых, Бирюков и
Черницкий практически не указывают, с какого возраста следует применять тот или
иной совет. В-пятых, нам ничего не сказано о том, как вовлечь отпрыска в
рутинный домашний труд, хотя уже в года в 4 дитя в состоянии почти качественно
чистить картошку и даже печь несложные пироги (ну, промешать тесто силенок не
хватит, а уж за газом следить непременно должен взрослый).
Объяснение всем этим недочетам рецензент видит, главным образом, в одном:
по-видимому, раздувать объем новой книжки до бесконечности не входило в задачу
издателя, ибо нельзя объять необъятное. Проблем у родителей без пяти минут
школьников куда больше, чем у родителей малышей младшей или средней группы:
малые дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. Что же касается выработки
у детей опаски в отношении подозрительных взрослых на улице – online, – то,
вероятно, соавторы сочли, что эта тема достаточно изучается на уроках ОБЖ
(«Основы безопасности жизнедеятельности»).
И вот еще важный момент: по возрасту пригодности к восприятию конкретного
совета дети сильно разнятся. Оин ребенок вполне усвоит самостоятельное одевание
(майки, трусов, брюк, носков, кофты и т.д.) в 3,5 года, другой и в 5 лет будет
нуждаться тут в помощи взрослых.
Впрочем, нет худа без добра, и минусы, как правило, оборачиваются плюсами. По
крайней мере, в рамках данной рецензии повод для оптимизма просматривается –
быть может, соавторы порадуют продолжениями.
Скажу по секрету – ближайшим в издательском плане значится книжка «Ребенок
пошел в школу: чего ждать, что делать, как помочь». Детской конфликтологии и
детской безопасности издательство ЭКСМО решило посвятить книги Бирюкова и
Черницкого «Отношения со сверстниками: помогите жить в мире» и «Как сделать
учебу ребенка комфортной от и до». Отдельную книжку планируется издать и по теме
приобщения школьника ко «взрослой», бытовой работе: «Как сделать его
самостоятельным: учим готовить, помогать по дому и т.п.»
В общем, несть конца просвещенью: так что ждем-с.
И берегитесь, господа родители, коллективной нянюшки – существа, как правило,
доброго, но малополезного с точки зрения интеллектуального развития.