Главная    Med Top 50    Поиск и бронирование лекарств    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Поиск лекарств
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



Пресс-релизы / Педиатрия и неонатология | Опубликовано 19-06-2013
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Педиатрия и неонатология

Чтобы родители гордились детьми...

Смысл жизни в том, чтобы родители гордились своими детьми, а дети – родителями
В.С. Бирюков (Атяшево), А.М. Черницкий (Москва)


Готовясь к нашему разговору, я обнаружил, что вы – автор ряда книг по психологии: «Возвращение Казановы, или Большой SEX», «Тайны психологии», «Последняя тайна психологии», «Как стать счастливой», «Легкая психология». Думаю, что и «Падшие звезды террора: 25 биографий» нужно отнести в значительной мере к психологическому жанру, поскольку там вы разбираете по косточкам души знаменитых злодеев. Да и ваша «Математика для дошкольников» целиком выстроена на психологии; о ваших психологических статьях я уже и не говорю.

– Хотите сказать, в мое творчество гармонично вписываются написанные в сотрудничестве с Виктором Бирюковым книги «Как воспитывать ребенка до детского сада. От 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе. От 3 до 6»?

– Но Бирюков? Он – создатель бренда «Атяшево», флагман отечественного агропромышленного комплекса, член правления РСПП, награжден государственными орденом славы III степени и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. А психология, воспитание? Как же сложился ваш тандем?

– Вместе мы начали работать года два назад, писали разнотемную публицистику. Тогда-то у Бирюкова и родилась идея создать книжечку для ленивых родителей, т.е. для тех, кому «в лом» наукообразный язык толстенных томов. В издательстве ЭКСМО просмотрели наш небольшой труд и предложили сделать серию книжек для родителей, причем не только самых маленьких. В частности, в издательском плане значатся такие произведения: «Пубертатный возраст. Как совместить гормональную бурю с жизнью» и «Почти взрослый. Помогаем окончить школу и выбрать вуз». А всю серию назвали «Воспитание. Краткий курс. Советы опытных отцов». Как-никак, у нас с Виктором на двоих 7 детей и 3 внука.

– И все-таки, Александр Михайлович, вы не ответили на вопрос об участии господина Бирюкова...

– А он же диссертацию по социальной философии защищал. Подлинный философ смотрит на мир словно с космической высоты, что позволяет, во-первых, очистить изображение от несущественных деталей, которые «вблизи» затрудняют адекватное восприятие...

– «Большое видится на расстоянье» – Есенин? Простите, что перебиваю.

– Да, из «Письма к женщине». Продолжу. Во-вторых, заоблачный взгляд философа помогает составить целостное представление об объекте, составные части которого «вблизи» кажутся не связанными друг с другом. В-третьих, издалека удается разглядеть «глубоководные» объекты, которые «вблизи» загорожены другими объектами. И не забудем, что науки взаимосвязаны: философия проистекает из психологии, которая, в свою очередь, производна от физиологии.

– Таким образом, ваш тандем покоится на философско-психологической научной основе. Что вам самому кажется наиболее значимым в воспитании?

– Если говорить о самой малышне, то грандиозная тайна человечества – обучение родной речи. В конце 1950-х казалось, завесу приподнял американский языковед Ноам Хомский: мол, у каждого народа есть врожденная предпрограмма родного языка, по-видимому, генетически предопределенная. Но теория Хомского по сей день столь же незыблема в научном мире, сколь и неверна. Недавно история поставила чистый эксперимент: в 1990-х советские евреи миллионами хлынули в Израиль, но отнюдь не «подхватили» иврит, а уж оставшиеся-то здесь, на «географической родине», даже иврита от идиша обычно не отличают.

– Красивый ответ на известный вопрос: с чего начинается Родина? С первых русских слов! Да и в песне у Матусовского это есть: «С картинки в твоем букваре». Но что отсюда, в конце концов, следует?

– Родной язык «заходит» прежде всего в семье. С ребенком нужно как можно больше разговаривать даже тогда, когда, по вашему мнению, он ничего не понимает. Пусть он действительно не понимает, а его попытки говорить самостоятельно корявы до непостижимости, но при этом на всю жизнь формируется словарный запас.

– Между прочим, это немалый труд. А вы как хотели? Ребеночка «сделали» и сплавили бабушке с детским садом? Этот фокус не удастся, – если, конечно, хотите вырастить кого-то путного.

– К сожалению, большинство родителей так и относятся к своим отпрыскам: мол, собственные «предки» (бабули с дедулями) помогут. Но небольшая часть мам и пап видят в своих детях будущих гениев – ни больше ни меньше! И начинаются «муки адовы» – вот когда ребенка лишают детства. Кто-то «лепит» из крошечной дочки чемпионку по фигурному катанию, кто-то мечтает, что сын станет великим ученым и «подгружает» в него высшую математику.

– Лет 15 назад появилось даже понятие «дети индиго» – природные, врожденные гении. Что вы об этом думаете?

– Чистой воды галиматья, ни один «ребенок индиго» до сих пор не обнаружен. Причем при обсуждении данной темы встает главный вопрос: чего вы больше желаете своему чаду: гениальности или счастья? Ребята, с которыми все семейство носится как с писаной торбой, и взрослеть-то не хотят. А зачем? В детстве комфортно: папа зарабатывает, бабушка готовит, мама посуду моет и т.д. Обратите внимание на популярность всяких леденцов на палочке или выдувание пузырей из жвачки ребятами старше 16 лет. Подобное поведение отражает принципиальное, упорное нежелание взрослеть.

– Мне кажется, что чаще наоборот, дети хотят поскорее стать большими, чтобы им дозволялось то же, что взрослым...

– Тем не менее, очень многие ребята не желают сталкиваться с трудностями, с которыми на его глазах сталкиваются родители. Так взрослые неудачники формируют психику юного неудачника. Если подросток хочет остаться в детстве, он буквально демонстрирует стремление припасть к материнской груди, взять в рот соску.

– Разумеется, сам подросток так не думает, поступая неосознанно?

– Но от этого симптом не менее тревожен: годы идут, а человек цепляется за детство. Такие парни и девушки в двадцать с лишним лет продолжают воспринимать самих себя «маленькими». Однажды я пришел в гости к знакомым, и дверь открыла их 21-летняя дочь. Во рту она держала даже не чупа-чупс, а обыкновенную пустышку для грудничков. «Зачем тебе соска? – спросил я. – Ты довольно большая девочка». – «Нет, я маленькая», – серьезно ответила она.

– Наверняка речь тут не только об «индиго»?

– Нет, конечно. К подобным случаям следует отнести весь воспитательный брак. Люди в разной степени наделены педагогическим даром. Для иных родителей научить чему-нибудь свое чадо – сущая каторга, проще сделать самим. Так в «общагах» селятся ребята, которые не умеют постирать, вымыть пол, почистить картошку, сварить вермишель, не говоря уж о том, чтобы испечь простенький пирог. Да что там пирог! Обладатели аттестата зрелости зачастую кастрюлю помыть не в состоянии: это «трудная посуда», ее всегда мыла мама.

– Лень раньше этой мамы родилась: настолько было тяжко показать, как моют противень, что она делала это сама, – на протяжении всех школьных лет своего ребенка!

– Проблема даже не в том, что мелкому неумехе трудно дается начало самостоятельной жизни. Когда вся домашняя работа является прерогативой родителей, замедляется психологическое взросление. Фактически ребенку ежедневно напоминают, что он еще малыш: газ не зажигай, сковородку не оттирай, пылесос не тронь, «стиралку» не включай и т.д. У подобной воспитательной ошибки нешуточные последствия.

– Ощущая себя маленьким, ребенок неосознанно избегает взрослой жизни?

– Да, например, он выбирает после школы учебное заведение попроще и поближе к отчему дому, а затем устраивается на столь же незатейливое рабочее место. Короче говоря, собственноручно слепленный инфантил садится родителям на шею – содержите и хольте меня, родные! Зато малочисленные трудолюбивые малыши качественно выполняют кучу взрослой работы. Так, четырехлетний «киндер» с удовольствием учится чистке картофеля – «как папа». В шесть лет сам складывает в миску компоненты для выпечки – «как мама».

– Недаром один из основателей современной психологии Юнг говорил, что «человек растет вместе с величием своих задач».

– Эту фразу часто поминают, но столь же слабо понимают. А смысл таков: тренер нацеливает начинающего прыгуна в высоту на преодоление 3,0 м. Да, этот результат вряд ли будет достигнут, но, возможно, усердные тренировки помогут преодолеть 2,3 м и стать олимпийским чемпионом. Кстати, эффективно «спрофилактировать» инфантильность и дисциплинировать очень помогает ответственность за младшего брата или сестру. Ну, а в их отсутствие подойдет и собака. Если уход за ней полностью возложить на ребенка, заодно он освоит кулинарные премудрости: четвероногого друга надо не только выгуливать, но и мыть, и кормить.

– Иными словами, шестилетка потенциально может гораздо больше, чем представляют себе взрослые?

– Недавно мы с Бирюковым беседовали с доктором философских наук Игорем Яковенко. Он напомнил о финикийцах, которые еще до греков хозяйничали в Средиземноморье и придумали первую в мире азбуку, взяв за основу аккадскую клинопись и египетские иероглифы (потом эту азбуку из согласных букв переняли греки, добавили гласные, чем сегодня пользуется полмира, включая нас с вами). У финикийцев был порядок: отец брал ребенка 6-ти лет на корабль, и тот ходил на веслах или под парусом аж до своего 16-летия. Греческие источники сообщают, что к этому возрасту сыну финикийского купца торговля становилась известна во всех деталях. Ребенок участвовал и в кораблевождении, и в покупках, и в продажах, и в приготовлении пищи.

– Какой же практический вывод можно сделать из этого в наше-то время, спустя тысячи лет (если исключить уход за домашним питомцем)?

– В первой же книжке «Как воспитывать ребенка до детского сада» мы говорим, что игровым пространством малыша служит вся квартира – ну, за исключением особо укромных уголков с лекарствами, сладостями, спичками и т.п. Подобный подход раскрепощает фантазию, буквально позволяет маленькому человеку ощутить себя демиургом. Поэтому если ваш «творец» уделал книги (ценные экземпляры спрячьте, естественно) или обои фломастерами, не нужно наказывать, это ведь его «корабль», здесь он единственный капитан и законный владелец.

– К тому же все равно – есть в семье ребенок или нет – пройдут несколько лет, и жильцы решат клеить новые обои. Репрессии априори лишены смысла!

– Александр, вы совершенно верно уловили ход наших рассуждений. Точно таким должно быть отношение к пластилину. Если ребенку не мешать, он прямо на полу возведет чрезвычайно важные для него сооружения из пластилина, понаклеит на пол знаки дорожного движения, выстроит модные бутики, салон красоты, парк аттракционов, автозаправочную станцию и целый зоопарк.

– Представляете, во что квартира превратится при подобной свободе?

– Еще в IV веке до новой эры Эпикур формулировал, что свобода – величайший плод ограничения желаний свободы. Можно еще долго и аргументировано рассуждать на эту тему, но нам сейчас на «квартирном уровне» куда важнее ограничить свободу правилами семейной несвободы. Итак, близится ночь, и ребенок твердо знает, что пришла пора приборки. Разумеется, не нужно требовать «вернуть все как было», да это и невозможно. Достаточно, чтобы дитя разложило сотни своих игрушек по полкам, столам, углам, подкроватным пространствам и т.д. Короче говоря, требуется сделать так, чтобы можно было свободно передвигаться без опаски раздавить что-нибудь ценное для «киндера».

– А что касается одежды, Александр Михайлович?

– Ребенок должен четко знать, в чем он спит, в чем резвится дома, в чем ходит на прогулку. Следовательно, перед сном одежда должна быть правильно приготовлена самим маленьким человеком. В частности, уличные кроссовки вместе с уличными носками находятся в прихожей, домашние сандалии с домашними носками – возле кроватки и т.д. Уместно напомнить здесь старинную китайскую притчу: если бегать зимой вокруг озера и постепенно ускоряться, оно от этого не растает, но рано или поздно придет весна и растопит воду. Иными словами, древние китайцы призывали не полагаться на судьбу, чего в век скоростей мы тем более не можем себе позволить.

– Да и финикийцы в этом смысле вели себя не менее мудро?

– Думаю, да. Если вы хотите законсервировать в ребенке детские черты, т.е. сделать его инфантильным, нет проблем: относитесь к нему, как к маленькому, и он будет ощущать себя маленьким. Но если вы желаете, чтобы ребенок вырос навигатором, т.е. по-настоящему взрослым человеком, по командам которого живут психологически незрелые люди (инфантилы), то, опять-таки, сие в ваших руках. Если отчего-то в морозы понадобилось растопить озеро, не нужно бегать вокруг него, а следует проявить главное человеческое качество, – ум, средоточие наших творческих способностей.

– По-видимому, воспитание по вашему методу – одновременно пряником безграничной свободы и кнутом железного порядка – служит максимальному развитию и применению именно творческих способностей?

– Творчество – фундаментальное отличие сапиенсов как от животных, так и от роботов, поскольку позволяет легко приспосабливаться к изменениям среды обитания. Неудивительно, что естественный отбор среди самих людей шел по творческим способностям. У ранних сапиенсов они были весьма скромными и реализовывались главным образом в использовании каменных осколков, дубины, управлении огнем. Способность к творчеству сыграла решающую роль предположительно 74 тысяч лет назад, когда климат после катастрофического извержения вулкана в Индонезии стал очень холодным (с точки зрения эволюции это произошло стремительно – примерно в течение 1000 лет) и приспособиться к нему сумели лишь наиболее творческие люди, которые и выжили в количестве всего лишь двух тысяч. Они же благодаря высоким творческим способностям обрели дар речи – впервые заговорили.

– Круг замкнулся! Первая глава первой же вашей книжки «Как воспитывать ребенка до детского сада» называется «Главное отличие от животных. Без речи нет личности».

– Саша, на этой светлой ноте давайте и завершим, ладно?

* ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Виктор Бирюков, Александр Черницкий / Как воспитывать ребенка до детского сада. От 0 до 3 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 224 с. ISBN: 978-5-699-59793-2.
2. Виктор Бирюков, Александр Черницкий / Детский сад и подготовка к школе. От 3 до 6 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 224 с. ISBN: 978-5-699-60687-0.

Интервью провел Александр Брусиловский






Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан редактору
Закладки  Получить код  Оставить комментарий  Версия для печати  Отправить ссылку на публикацию по e-mail  Оценить материал

Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Оцените публикацию
Рейтинг: 6.3/10 (всего оценок - 9)

 Мнение МедРунета


 Комментарии

Важно: если Вы не еще не зарегистрированы, как пользователь нашего сайта, или зарегистрированы, но не авторизированны, рекомендуем перед добавлением комментария зарегистрироваться или пройти авторизацию. Это позволит связать все ваши комментарии с вашей учетной записью и заполнять часть полей автоматически.

Все комментарии проходят премодерацию. Для того чтобы ваш комментарий стал виден, он должен быть одобрен модератором. Данная форма предназначена только для публикации комментариев, вопросы по диагностике и лечению Вы можете задать в медицинских конференциях "Вопросы доктору. Поля, помеченные *, являются обязательными к заполнению.

Ваше имя: * *
Не более 60 символов.
Ваш e-mail: *

*
Не публикуется в свободном доступе. Формат ввода: | moyemail@site.ru |
Заголовок * *
Заголовок начинается с большой буквы. Точка в конце не ставится. Не более 255 символов.
Текст комментария: *
Осталось знаков
*
Текст начинается с большой буквы. Не забывайте про орфографию и знаки препинания. Не более 1000 символов. HTML и BBcode запрещены. Отображение текста в комментарии будет соответствовать расположению текста в форме.
Код подтверждения:
Если картинка нечитабельна - кликните по ней сколько угодно много раз до тех пор, пока не увидите нормальную читабельную строку.
Повторите код: * *




Почтовые рассылки сервера Medlinks.ruХотите своевременно узнавать новости медицины и быть в курсе новых поступлений медицинской библиотеки? Подпишитесь на почтовые рассылки сервера Medlinks.ru Почтовые рассылки сервера Medlinks.ru



Педиатрия и неонатология

Информация по теме
· Все по теме
· Статьи по теме
· Новости по теме
· Советы по теме
· Пресс-релизы
· Книги по теме
· Сайты по теме
· Рефераты по теме
· Дискуссии на форуме
· Медицинские события
· Вакансии и резюме
· Специалисты
· Медучреждения


Новое в разделе
1. Высокий уровень марганца в организме приводит к понижению уровня интеллекта
2. В России у каждого десятого ребенка наблюдаются проблемы со слухом
3. Детям лучше спать отдельно от родителей
4. Родители все чаще покупают гаджеты маленьким детям
5. Возможности системных и топических стероидов в лечении воспалительных заболеваний кишечника у детей
6. Проблемы со сном у родителей негативно отражаются на их детях
7. Медленный метаболизм у ребенка связали с лишним весом у его родителей
8. Сахар в материнском молоке убивает бактерий
9. Низкий уровень сахара при рождении приводит к негативным последствиям для мозга
10. У половины школьников к третьему классу развивается близорукость

Социальные сети



Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.