Новости медицины / Генетика | Опубликовано 25-06-2013

Генетика

Найдены генетические истоки мигрени

Международная группа специалистов из ведущих научных центров мира, в ходе наиболее масштабного их всех предпринимаемых до сих пор исследования генетических истоков мигрени, определила в общей сложности 12 локусов, пять из которых прежде не выявлялись, связанных с предрасположенностью к этому заболеванию. Работа опубликована в журнале Nature Genetics.

Авторы провели мета-анализ результатов 29 полногеномных ассоциативных исследований, в которых было задействовано 23 285 человек, страдающих от мигрени. В состав контрольной группы входило почти сто тысяч человек.

В итоге были установлены 12 хромосомных участков, строго ассоциированных с предрасположенностью к мигрени. Пять из них были выявлены впервые. Речь идет о локусах, расположенных возле генов AJAP1 и TSPAN2 на первой хромосоме, в пределах FHL5 на шестой хромосоме, C7orf10 на седьмой хромосоме и возле MMP16 на восьмой хромосоме. Три из них, как было определено, прямо связаны с развитием заболевания. Анализ экспрессии генов в тканях головного мозга также указал на функциональную связь с мигренью генов APOA1BP, TBC1D7, FUT9, STAT6 и ATP5B.

Большая часть из установленных локусов расположена рядом с генами, чувствительными к оксидативному стрессу - биохимическому процессу, результатом которого является нарушение нормального функционирования клеток. Кроме того, отмечают авторы, заметна явная связь между местоположением ассоциированных с мигренью локусов и генами, играющими роль в регуляции сигнальных цепочек в головном мозге. Авторы предполагают, что многие из этих генов образуют сложную систему внутренних связей, сбой в которой и ведет к нарушению регуляции в тканях головного мозга на клеточном уровне, вызывая в итоге симптомы мигрени.

Мигрень затрагивает примерно 14 процентов взрослого населения планеты и, согласно последнему глобальному исследования здоровья жителей Земли Global Burden of Disease Survey 2010, находится на седьмом месте среди инвалидизирующих заболеваний. Мигрень тяжело поддается диагностике, так как между приступами пациент практически здоров, а никаких биомаркеров болезни до сих пор выделено не было.

Как считают авторы исследования, его результаты открывают новые возможности для определения молекулярных механизмов, биологических причин и биохимических триггеров, лежащих в основе заболевания и позволят в дальнейшем лучше разобраться в патофизиологии мигрени.

Напомним, что впервые генетические основы мигрени были исследованы в 2010 году. Тогда в 8 хромосоме между генами PGCP и MTDH/AEG-1 была обнаружена последовательность ДНК rs1835740, повышающая риск развития заболевания примерно на 20 процентов. Авторы, исследователи из 40 медицинских центров Европы, установили, что под влиянием rs1835740 ген MTDH/AEG-1 снижает продукцию белка-транспортера EAAT2 (транспортер возбуждающих аминокислот 2 типа), который удаляет избытки нейромедиатора глутамата из синаптических щелей соответствующих нейронов. Снижение выработки EAAT2 приводит к накоплению глутамата, что и вызывает симптомы мигрени.

Рейтинг: 3.3/10 (всего оценок - 9)