Новости медицины / Иммунология | Опубликовано 25-07-2013

Иммунология

Натуральных киллеров впервые сняли за работой

Ученым Манчестерского университета удалось получить наиболее высококачественные из всех полученных до сих пор изображений молекулярных изменений, происходящих на поверхности клеток-киллеров иммунной системы во время атаки на опухолевые или инфицированные вирусами клетки организма. Высокое разрешение снимков позволяет лучше понять, как именно работает иммунитет. Работа опубликована в журнале Science Signalling.

Команда под руководством профессора Дэниэла Дэвиса (Daniel Davis) использовала в своей работе метод одномолекулярной флуоресцентной микроскопии сверхвысокой разрешающей способности, значительно превышающей по своим качествам обычную оптическую микроскопию.

Ученым удалось увидеть то, что раньше оставалось скрытым: что происходит на поверхности натурального киллера (NK) в момент активации. Поведение NK-клеток - распознавание «своих» и «чужих» клеток - регулируется динамическим балансом между сигналами, получаемыми ее поверхностными рецепторами. Существуют активирующие и ингибирующие рецепторы. Активирующие - естественные рецепторы цитотоксичности, NKG2D - связываются со специфическими белками, присутствующими только на поврежденных клетках, и запускают процесс атаки и уничтожения. А ингибирующие - иммуноглобулинподобные рецепторы KIR2DL1 - связываясь со специфическими белками, характерными для неповрежденных клеток, наоборот, блокируют активность киллеров.

Как оказалось, поверхностные рецепторы обмениваются сигналами - когда активирующие NKG2D принимают решение об атаке, блокирующие рецепторы KIR2DL1 собираются в кластеры на поверхности NK-клеток, которые становятся тем меньше и плотнее, чем активнее идет нападение на «чужую» клетку. Как полагают авторы, эффект реорганизации поверхностных рецепторов может иметь определяющее влияние на уровень реактивности иммунной системы.

«Нам впервые удалось увидеть натуральных киллеров за работой в столь высоком разрешении, - подчеркнул Дэвис. - Возможность столь детально рассмотреть этот процесс позволяет значительно продвинуться в понимании того, как именно действует иммунная система, а значит дает ключи к разработке новых подходов к терапии заболеваний».

Рейтинг: 5.5/10 (всего оценок - 11)