Как распознать умственную отсталость?
Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, степень выраженности нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий.
Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и
длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка,
приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и
максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.
Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от степени выраженности
интеллектуальной недостаточности и ее причины , наличия сопутствующих
психических нарушений и соматических заболеваний, окружения больного и
настроенности родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по
адаптации его в обществе.
Методы диагностики умственной отсталости у детей
Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение
беременности и родов, раннее развитие ребенка)
Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом,
эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями,
педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его
соответствия средней возрастной норме
Консультация психиатра позволяет выявить и наличие сопутствующих неврологических
и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических
расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических,
иммуногенетических исследований
Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик,
направленных на изучение внимания, памяти, мышления, интеллектуальных
способностей, личностных особенностей
Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные
исследования) для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов,
неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.
Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллекта?
1. В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и
речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью,
игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по
форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки,
постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.
2. У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические
методики диагностики умственной отсталости, как исследование понимания
переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения
понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для
этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо
иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.
3. Для оценки невербального интеллекта достаточно информативна методика Равена
(цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).
4. Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – по ней
чаще всего определяют так называемый коэффициент интеллекта IQ ( при слабоумии
он ниже 70).
5. Тест Айзенка (с 18 лет и старше).
6. Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.
В большинстве случаев для диагностики умственной отсталости достаточно
внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная
степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы
жизни, а вот легкая умственная отсталость – чаще всего в возрасте 5-7 лет, то
есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.
В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо
проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика позволит начать лечение как
можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную
социальную адаптацию.
Источник: medblog.by/zabolevaniya/kak-raspoznat-umstvennuyu-otstalost/