Новости медицины / Фундаментальная медицина | Опубликовано 04-10-2013

Фундаментальная медицина

С помощью наночастиц британские ученые выделили из головного мозга крыс нейральные стволовые клетки без нанесения вреда животным. По словам авторов работы, опубликованной в журнале Angewandte Chemie, в будущем этот метод может быть использован для лечения пациентов, страдающих болезнью Паркинсона, Хантингтона и рассеянным склерозом.

При извлечении нейральных стволовых клеток (NSC) возникает проблема их безопасного выделения без повреждения структур мозга. Группа исследователей во главе с Эдманом Тцаном (Edman Tsang) из Оксфордского университета разработала технику безопасного получения этих клеток из желудочков мозга - полостей в головном мозге, которые заполнены спинномозговой жидкостью.

Ученые покрыли специальные магнитные наночастицы антителами, которые связываются в организме с протеинами на мембране NSC-клеток, а затем ввели полученные структуры в боковые желудочки мозга крыс. Спустя шесть часов, когда наночастицы оказались связанными с соответствующими клетками, исследователи создали магнитное поле вокруг голов животных для того, чтобы отделить и «вытянуть» их из окружающих тканей. После чего NSC-клетки были изъяты из головного мозга с помощью микрошприца.

В ходе исследования было выявлено, что полученные таким образом нейральные стволовые клетки после освобождения от наночастиц могут жить в лабораторных условиях, образуя нейросферы (скопления), и дифференцироваться в различные типы клеток. Крысы благополучно пришли в сознание после наркоза, не проявляя никаких негативных эффектов от проведенной операции.

Безопасное выделение нейральных стволовых клеток из живого мозга, несомненно, является научным достижением, однако некоторые ученые считают, что с применением данной методики на людях могут возникнуть проблемы. Более того, как считает профессор Мартино (Martino), исследователь нейральных стволовых клеток из больницы св. Рафаэля (Италия), существуют более легкие способы вырастить NSC-клетки, например, путем превращения фибробластов (клеток кожи) в индуцированные стволовые клетки с последующей дифференцировкой их в нейральные стволовые клетки.